Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы.

Важнейшей составляющей педагогического процесса, как отмечает Г.К. Селевко, становится личностноориентированное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственной составляющей. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

1) от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенный материал;

2) от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

3) от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

4) от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции [2, с. 47].

Сегодня при подготовке специалистов любой профессиональной сферы деятельности необходимо, на наш взгляд, применять такую форму обучения как  индивидуализация, которая, в свою очередь, является базой развития и формирования познавательной деятельности обучающихся. Индивидуализация обучения предполагает:

1) организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии [2, с. 56].

В процессе освоения любой учебной дисциплины индивидуализация способствует развитию творческого мышления будущих специалистов и их способности объективно оценивать окружающий мир. Особенно процесс индивидуализации эффективен при изучении учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла: истории, философии, социологии, иностранного языка.

Стремительное развитие технических коммуникаций и туризма привело к тому, что современный мир стал более открытым и лингвистически доступным. Установление международных контактов, обслуживание иностранных гостей на предприятиях сервиса, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в период проведения международных мероприятий, таких как, Олимпиада в Сочи в 2014, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка Конфедераций FIFA 2017 на территории Российской Федерации, а также прием и организация иностранных делегаций в рамках студенческих, деловых международных конференций и культурных мероприятий предполагает необходимость знания и владения межкультурной компетентности у будущих специалистов.

Основными источниками приобретения межкультурной компетентности являются знание родной культуры, языков общения, опыт межличностного общения, опыт восприятия искусства, а также эрудиция и научные методы обучения общению. Из этих источников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний, умений и навыков, составляющих межкультурную компетентность личности [1, с. 135]. Формирование межкультурной компетентности современного специалиста, прежде всего полицейского, предполагает всесторонность и системность знаний – гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных. Именно поэтому сегодня знание и владение иностранным языком приобрело особую значимость, а данная учебная дисциплина входит в число обязательных дисциплин ФГОС.

Процесс обучения иностранному языку достаточно сложный и многогранный, предполагает не только изучение языковых норм и правил, но и изучение иноязычной культуры. Процесс обучения иностранному языку в неязыковых вузах происходит намного сложнее, так как, как правило, на данную учебную дисциплину выделяется ограниченное количество учебных часов.

На кафедре иностранных языков Волгоградской академии МВД России накоплен определенный опыт применения различных форм индивидуализации в процессе обучения иностранному языку:

1)    обучение в малых группах;

2)     деловые игры;

3)     кафедральные конференции

Работа в малых группах предполагает деление группы на несколько малых групп, каждая из которых получает конкретное задание по изучаемой теме. В течение последующих десяти минут курсантам разрешается просмотреть имеющиеся источники (книги, словари, дидактические материалы и т. д.), посоветоваться друг с другом. При обсуждении каждый участник малой группы обязан выступить, задать вопросы участникам других малых групп, дополнить в случае необходимости их ответы и предложить свой вариант ответа. Одной из особенностей данной формы обучения является то, что в итоге оценивается работа, как всей малой группы, так и дифференцированно каждого участника путем определения ему коэффициента его участия. При этом задачей преподавателя является сосредоточение внимания участников на наиболее сложных и актуальных вопросах, создание проблемных ситуаций, поддержание атмосферы состязательности, поощрения наиболее творческого подхода, как каждого участника, таки всей малой группы в целом.

К числу форм индивидуализации образовательной деятельности относятся учебно-педагогические цели, или, как принято называть, «деловые игры». В процессе данного вида деятельности происходит углубленное освоение теоретических знаний, формируются навыки их практического применения, развивается творческое мышление, стимулируется внимание и повышается интерес к изучаемой учебной дисциплине. Деловая игра в определённом смысле является имитацией общественной деятельности человека, так как дает возможность проявить обучающемуся его находчивость, эрудицию, смоделировать практически любую коммуникативную ситуацию, что особенно актуально при подготовке будущих сотрудников полиции.

Особый интерес курсанты проявляют к конференциям, которые осуществляются под руководством заведующего и преподавателей кафедры. При их проведении также имеет место принцип состязательности и индивидуальности. Так, на кафедре иностранных языков Волгоградской академии МВД России уже третий год подряд проводится конференция «Моя малая Родина», в рамках которой курсанты готовят презентацию о своей Родине на изучаемом иностранном (английском) языке. Курсанты знакомят друг друга со своей Родиной, ее традициями и обычаями, обмениваются знаниями. В академии обучаются курсанты с разных городов и областей Российской Федерации, поэтому данный вид образовательной деятельности достаточно востребован и интересен. По итогам конференции происходит награждение наиболее интересных презентаций и выступлений.

Опыт применения данных форм индивидуализации обучения иностранному языку показывает, что, применяясь комплексно, они способствуют развитию и  формированию межкультурной компетентности будущего сотрудника правоохранительных органов.