Полный текст статьи
Печать

Учебная дисциплина «Иностранный язык» является важной составляющей учебно-воспитательного процесса курсантов 1-2 курсов ВА МВД России, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза». В неязыковых образовательных организациях обучение иностранному языку имеет свои специфические особенности. С точки зрения Н.А. Беломытцевой, специфическими факторами, которые влияют на успешность обучения иностранному языку, являются продолжительность рабочего дня, выполнение многочисленных служебных обязанностей, «не профильность» учебной дисциплины «Иностранный язык» [2]. Тем не менее, учебная дисциплина «Иностранный язык» - это неотъемлемый компонент профессиональной подготовки современных юристов.

Современные исследования в области педагогики, методики и теории преподавания иностранных языков (см., например, И.А.Зимняя, Г.А. Китайгородская, Т.А. Ильина, Е.И. Пассов, И.Б. Трубникова, А.В. Фомин и др.) утверждают необходимость комплексного совершенствования субъектов и объектов педагогического взаимодействия. По концепции Д.В. Землякова и Т.А. Земляковой, одним из средств оптимизации учебного процесса является, в частности, внеаудиторная работа. [3, с.38-41]

В данной статье мы охарактеризуем основные направления организованной внеаудиторной работы по иностранному языку,осуществляемой на кафедре иностранных языков Волгоградской академии МВД России.

Вслед за Аргуновой Г.А мы понимаем внеаудиторную работу как «педагогически целесообразную организацию деятельности» курсантов, в ходе которой они приобретают специальные знания по иностранному языку, развивают творческую самостоятельность, а также совершенствуют общекультурную и профессиональную компетенции [1, с. 176].

Внеаудиторная работа по иностранному языку курсантов ВА МВД представлена следующими основными формами, которые выступают в симбиозе:

1. Самостоятельная работа курсантов в соответствии с примерной рабочей программой учебной дисциплины «Иностранный язык» (тематическим планированием, планами практических занятий);

2. Научно-исследовательская работа курсантов (НИРК);

3. Участие в конкурсно-оценочных и научно-представительских мероприятиях международного, всероссийского, регионального, межвузовского и вузовского уровней.

Самостоятельная работа курсантов в рамках подготовки призвана развивать навыки и умения, закреплять знания изученного в ходе аудиторной работы материала. Отметим, что задания в рамках самостоятельной работы строятся по принципу от простого к сложному: они включают языковые упражнения на тренинг лексико-грамматических явлений, условно-речевые трансформационные упражнения, речевые упражнения, предполагающие подготовку монологического высказывания по теме программы. Самостоятельная работа подобного вида дозирована в соответствии с учетом подготовленности курсантов к изучению иностранного языка и контролируется преподавателями кафедры иностранных языков в ходе еженедельных консультаций. Таким образом на практике воплощаютсяметодические принципы индивидуализации и дифференциации обучения.

  Самостоятельная работа, предполагающая совершенствование навыков и умений профессиональной коммуникации курсантов на иностранном языке, осуществляется в ходе кружковой работы. Кружковые занятия по иностранному языку основаны на следующих принципах:

1.Соответствие содержания образования примерной рабочей программе учебной дисциплины «Иностранный язык»;

2. Систематичность и целенаправленность;

3.Приоритетность продуктивных видов речевой деятельности, коммуникативная направленность обучения;

4.Сочетаниеактивного метода обучения с приемами интерактивного обучения;

5. Сочетание индивидуальной и групповой форм внеаудиторной работы.

В процессе планирования занятий в рамках кружка по иностранному языку преподаватель учитывает интересы курсантов, что способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка. Например, тематика занятий кружка по английскому языку на 2016-2017 год (преподаватель кафедры иностранных языков Тикушина И.А.) имеет практическую направленность и связана с реалиями современной жизни: «Инновационные методы расследования и раскрытия преступлений за рубежом», «Полицейский в Канаде: история и современность», «Полицейский в Австралии и Новой Зеландии», «Терроризм-глобальная угроза человечеству» и т.д.

Использование в процессе подготовки и проведения занятия кружка оригинальных текстовых, аудио- и видеоматериалов, разнообразных средств наглядности и мультимедийное сопровождение занятияповышают качество общения и мотивируют познавательную активность курсантов.

НИРК под руководством коллектива преподавателей кафедры иностранных языков обеспечивает решение важных для курсантов задач, необходимых в их будущей профессиональной деятельности:

- Овладение актуальными современными научными методами работы с источниками информации;

- Формирование и развитие навыков анализа и синтеза.

- Расширение кругозора и эрудиции;

- Создание оптимальных условий для самореализации курсантов.

НИРК по иностранному языку под руководством педагогического коллектива имеет следующие формы: выполнение научно исследовательских работ на основе оригинальной специализированной литературы, подготовка рефератов и докладов для участия в научно-представительских мероприятиях международного, всероссийского, регионального, межвузовского и вузовского уровней. Для иллюстрации вышесказанного приведем примеры научных мероприятий, в которых принимают активное участие курсанты 1-2 курсов регулярно:

- Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция школьников и студентов «Актуальные проблемы борьбы с преступностью»;

- Конкурс научных работ «Закон и правопорядок», «Закон и порядок» (преподаватели Лиховидова Е.П., Магомадова Т.Д);

- Международная лексико-грамматическая олимпиада, организованная дистанционными образовательными порталами «EDU.org»; «English-Olimp» «Anglius», «EnglishPlacementTest»; «EASYEnglish»;

- Межвузовские олимпиада и конкурс на лучшее произношение по иностранному языку для неязыковых образовательных организаций г. Волгограда;

- Вузовский«круглый стол» «Моя малая родина»; «Вопросы национальной безопасности в современном мире» борьбы с употреблением наркотических веществ в странах Европы и РФ» (ВА МВД России) и другие.

Отметим, что формы внеаудиторной работы динамичны и совершенствуются в связи с требований ФГОС и с учетом контингента обучающихся. Новой формой внеаудиторной работы является региональной конкурс на лучший видеоролик «Моя будущая профессия», инициатором организации и проведения которого стала кафедра иностранных языков ВА МВД России, и участие в международном  конкурсе «Deutsch» посвященном поэтическому видению будущей профессии (образовательный портал Алтайского Государственного Университета).

В заключение отметим, что внеаудиторная работа по иностранному языку, не является самоцелью и не формальна – она призвана повышать уровень профессиональной компетенции курсантов – будущих сотрудников правоохранительных органов.