Полный текст статьи
Печать

Подкастинг относится к партиципативным приложениям ресурсов сети Интернет. Обучение с использованием возможностей Интернета способствует укреплению мотивации к обучению иностранным языкам, развитию межкультурной компетенции обучающихся. Интерактивность обучения – дна из составляющих современной тенденции обучения иностранным языкам. Формирование навыков разговорной речи, развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся происходит активнее при использовании интернет-технологий. Технические средства наравне с новыми формами и методами преподавания, подходами к обучению стимулируют мыслительные операции, в частности анализ, синтез, сопоставление, вербальное и смысловое прогнозирование [1, с. 284].

Как отмечалось ранее, интерактивность – основное требование при обучении иностранным языкам с применяем интернет-ресурсов. Так, под интерактивностью Р.П. Мильруд понимает «объединение, координация и взаимодополнение усилий и коммуникативной цели и результата речевыми средствами» [2, с. 44]. В широком смысле, интерактивность – это главный принцип обучения, основанный на интерактивном взаимодействии обучающихся и обучающего, посредством полилога, диалога. Стоит упомянуть возможность саморазвития при использовании ресурсов Интернет, позволяющиеся общаться в режиме «реального времени», производить обмен информации с задержкой во времени и т.д. [1, с. 285]. В основе принципа подкастинга лежит обмен информацией с задержкой во времени.

Подкастинг (podcasting, от iPod и broadcasting – повсеместное вещание) – процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов в стиле радио- и телепередач в Интернете[3]. Дидактические возможности подкастинга вытекают из его характеристик. Так, подкастинг используется для слушания информации и воспроизведение собственной на занятии или вне аудитории. Развитие рецептивных аудитивных навыков получает новый формат благодаря использованию подкастинга. Как подкаст, так и аудиотекст имеют одинаковую структуру работы, а именно «трехступенчатую модель обучения аудированию» [4, с. 161].

Работа над аудиотекстом включает три этап: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап предполагает снятие языковых трудностей, тренировочные упражнения, первичное введение и закрепление новой лексики, объяснение грамматических явлений, встречающихся в тексте подкаста. Снятие языковых трудностей предполагает:

  1. Использование различного вида наглядного материала для обеспечения понимания вновь вводимой лексики.
  2. Использование синонимических связей для новых слов.
  3. Более детальная проработка звукового оформления сложного фрагмента подкаста, чтение вслух с соблюдением ударения, интонации и т.д.
  4. Анализ грамматических структур фрагмента.
  5. Составление словника подкаста, с учетом тематического деления.
  6. Составление словника подкаста, с учетом гнездового деления лексики.
  7. Задание наводящих вопросов к ключевым предложениям подкаста.
  8. Воспроизведение контекста новых слов, трудных фрагментов и т.д.
  9. Использование лексико-грамматического теста.

10. Написание диктанта.

Во время текстового этапа работы с подкатстами помимо простого прослушивания информации, можно предлагать заполнение таблиц, схем и т.д.

Послетекстовый этап включает следующие виды заданий:

  1. Нахождение подходящего заголовка текста, частей текста.
  2. Составление плана текста.
  3. Пересказ текста на иностранном языке.

Вначале преподаватель дает предварительный инструктаж (задание), восприятие и осмысление информации подкаста, контроль понимания услышанного текста подкаста. Преподавателю при отборе содержания подкастов следует иметь в виду, что подкасты могут быть созданы профессионалами и любителями, поэтому необходимо обращать внимание на качество предлагаемого материала. В качестве варианта проектной деятельности, обучающимся можно предложить самостоятельно выбрать подходящий по теме подкаст, разобрать его лексическую часть, уточняющую перевод информации и разработать вопросы по содержанию для товарищей, сгущающих данный подкаст впервые. В этом случае происходит реализация принципа автономности обучения и саморегуляции обучающихся.

Основываясь на характеристиках подкастинга, мы считаем, что дидактический потенциал этой Интернет-технологии вытекает из ее составляющих:

  1. Аутентичность. Подкасты создаются как правило носителями языка, с учетом определенной тематической направленности, что позволяет «привязать» подкаст к профессиональной деятельности обучающихся. Преподаватель может снабдить прослушивание текста манускриптами, по цели слушания материала.
  2. Актуальность. Библиотека подкастов регулярно естественным образом пополняется, что обеспечивает преподавателя свежим, актуальным материалом.
  3. Умения использования медиа-файлов.
  4. Автономность использования ресурсов Интернет.
  5. Многоканальное восприятие. Фото- и видео- поддержка аудио-ряда.
  6. Мобильность применения подкастов. Возможность перенесения подкаста на любое техническое мобильное средство.
  7. Продуктивность. Обучающиеся получают возможность испытать себя в роли авторов подкастов.
  8. Интерактивность.

Для эффективной работы с подкастами следует учитывать, что применение аудиозаписей оказывает большое влияние на центральную нервную систему, и непосредственно на зрительные и слуховые анализаторы. Комфортное использование подкастов основывается на том, что аудиозапись не должна быть длительной (более 3-5 мин.), приступать к работе с аудиозаписью не позднее чем через 15-20 минут после начала занятия, актуальность тематического наполнения содержания текста, чтение текстов различными дикторами (мужчинами, женщинами).

На занятиях по дисциплине «Иностранный язык» применяются рекламные видеоролики и аудиозаписи Федерального центра переподготовки сотрудников полиции (FLETC). Тематическая направленность указанных подкастов соответствует программе обучения по дисциплине «Иностранный язык» специалистов ВА МВД России. Как правило, подкасты применяются на заключительных этапах работы над темой, когда базовая лексика не требует отработки и уже закреплена.

Как разновидность проектной работы, курсанты академии выполняют самостоятельную работу по подготовке подкаста: аудио-записи, подкрепленной видео-рядом или непосредственно видеоролик, тематически ориентированные по профессиональной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов. Данный вид деятельности проходит ежегодно в рамках вузовского конкурса на «Лучший видеоролик на иностранном языке».