Произошедшие социальные изменения привели к трансформации системы «преподаватель – студент». Традиционный тип взаимодействия участников учебного процесса, предполагающий субъект-объектное отношение, видоизменяется в соответствии с требованием интерактивного диалога [1].
Преподаватели и студенты, являясь частью населения, меняют свои представления о системе социально-ролевого взаимодействия в соответствии с основными тенденциями развития массового сознания. Прежние «вертикальные» отношения теряют свое значение, в том числе во многом из-за снижения статуса преподавателя в глазах населения. Кроме того, современная молодежь благодаря доступности многочисленных информационных систем, способна самостоятельно извлекать информацию по интересующим ее профессиональным (и не только) вопросам. Сейчас преподаватель не столько «поставщик знаний», сколько человек разъясняющий, помогающий выбрать нужный материал и отсеять ненужный [2]. Тем не менее, значение преподавателя остается большим, и изучение его личностных и профессиональных качеств остается актуальной проблемой.
Существуют разные взгляды на структуру модели поведения педагога. Так, по мнению [3], она складывается из четырех основных компонентов:
- Организаторская деятельность: умение организовывать образовательный процесс.
- Педагогическое общение: умение выстраивать отношения с учащимися.
- Педагогическое мастерство: умение воздействовать словом, умение управлять своим поведением и эмоциями.
- Стиль деятельности: умение поощрять самостоятельность, инициативу и активность.
Другой взгляд предлагает несколько иную классификацию [5]:
- Личностные качества: высокая культура, образованность, любовь к детям, стремление к творческому росту.
- Профессиональные качества: ответственность, педагогический такт, доброжелательность, принятие личности учащегося.
- Профессиональные способности и умения: компетентное владение содержанием предмета, применение инновационных методов обучения, способность к самоанализу.
- Педагогическое мышление: умение анализировать и моделировать обучающие и воспитывающие ситуации, корректировать учебную деятельность.
По мнению В.М.Лизинского[1], профессионально-личностными критериями успешности педагога являются:
- эмоциональность;
- выразительность речи;
- творческое начало личности;
- организаторские способности;
- чувство юмора;
- настойчивость,
- дисциплинированность.
Исследование, проведенное [6] показало, что, по мнению учащихся, «идеальный» педагог должен быть понимающим (75%), уважающим своих учеников (53%), внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (35%), справедливым в требованиях (80%), образованным (45%); умеющим доступно излагать материал (49%); быть сдержанным, тактичным (19%), обладать чувством юмора (40%).
Таким образом, несмотря на определенное расхождение мнений, в целом взгляды ученых на структуру качеств «идеального» преподавателя совпадают – должны учитываться три основных компонента:
- Организаторские способности – умение организовывать образовательный процесс.
- Профессиональное мастерство – умение интересно, ясно и понятно изложить материал по теме занятия.
- Личные качества – быть доброжелательным, открытым, целеустремленным и настойчивым в достижении цели, понимать и уважать студентов.
Исходя из этого, в нашем вузе был проведен опрос, целью которого было определить десять наиболее важных качеств «идеального» преподавателя по мнению студентов. Всего было опрошено 62 студента всех курсов и форм обучения. На первом этапе контрольная группа студентов (20 человек) самостоятельно определяла, какими личными и профессиональными качествами должен обладать хороший преподаватель. На основании анализа этих данных были определены основных пять профессиональных и десять личных качеств «идеального преподавателя». После этого был проведен опрос еще 42 студента, которые выбирали качества педагогов из перечня, сформированного на первом этапе.
В дальнейшем был проведен анализ всех полученных данных. В таблице 1 представлены результаты оценки студентами важности профессиональных качеств преподавателей[2].
Таблица 1.
Мнение студентов о важности различных профессиональных качеств преподавателя
Профессиональные качества преподавателя |
Число выборов |
% |
Знание предмета, компетентность |
41 |
69,4 |
Умение заинтересовать предметом |
23 |
38,9 |
Умение профессионально организовать процесс обучения |
19 |
32,2 |
Строгость, требовательность |
15 |
25,4 |
Грамотная речь |
14 |
23,7 |
Небольшое количество студентов отметило такие на их взгляд важные качества преподавателя, как объективность и лояльность к учащимся.
Как видно из табл.1, студенты больше всего уважают компетентных, знающих педагогов, умеющих вызвать интерес к своей дисциплине. Важное значение имеет и умение грамотно организовать занятие.
Для определения динамики взглядов студентов в процессе обучения было проведено сравнение их предпочтений в зависимости от курса. Для этого отдельно анализировались выборы студентов младших (первого и второго) и старших (четвертого и пятого) курсов. Эти данные отражены в табл.2.
Таблица 2.
Сравнение мнений студентов о важности различных профессиональных качеств преподавателя в зависимости от курса обучения
Профессиональные качества преподавателя |
Старшие курсы |
Младшие курсы |
||
Всего |
% |
Всего |
% |
|
Знание предмета, компетентность, |
21 |
75,0 |
20 |
64,5 |
Умение заинтересовать предметом |
17 |
60,7 |
11 |
35,4 |
Умение профессионально организовать процесс обучения |
15 |
53,5 |
5 |
16,1 |
Грамотная речь |
9 |
32,1 |
6 |
19,3 |
Строгость, требовательность |
4 |
14,2 |
4 |
12,9 |
Как видно из табл.2, студенты всех курсов более всего ценят в преподавателях компетентность, знание предмета. Для более старших (взрослых) учащихся также важно умение педагога заинтересовать предметом и организовать процесс обучения. Они же гораздо выше ценят преподавателей, обладающих грамотной речью. Студенты младших курсов умение организовать занятие и грамотно говорить оценивают намного ниже, видимо, из-за меньшего жизненного опыта.
Анализ предпочтений личных качеств «идеального» преподавателя представлен в табл.3.
Таблица 3.
Мнение студентов о важности различных личных качеств преподавателя
Личные качества преподавателя |
Число выборов |
% |
Доброжелательность, дружелюбие |
62 |
100,0 |
Дисциплинированность, пунктуальность |
42 |
67,7 |
Жизнерадостность, чувство юмора |
42 |
67,7 |
Ум, креативность |
26 |
44,0 |
Справедливость, честность |
26 |
44,0 |
Отзывчивость, стремление помочь |
23 |
39,0 |
Коммуникабельность |
21 |
35,6 |
Вежливость, воспитанность |
19 |
32,2 |
Понимание, тактичность |
18 |
30,5 |
Настойчивость, целеустремлённость |
10 |
16,9 |
Как видно из табл.3, наиболее высоко все студенты оценили такое качество преподавателя, как доброжелательность. В тройку наиболее ценимых качеств также вошли пунктуальность и чувство юмора. Другие, казалось бы, очень важные черты личности, такие как справедливость, креативность и отзывчивость педагога посчитали важными менее половины учащихся, а коммуникабельность, тактичность и воспитанность положительно оценены только примерно третью опрошенных.
Для выявления динамики взглядов на личные качества преподавателя снова были отдельно проанализированы, а затем сопоставлены мнения студентов старших и младших курсов (см.табл.4).
Таблица 4.
Сравнение мнений студентов разных курсов о важности различных личных качеств преподавателя
Личные качества преподавателя |
Старшие курсы |
Младшие курсы |
||
Всего |
% |
Всего |
% |
|
Доброжелательность, дружелюбие |
22 |
100,0 |
40 |
100,0 |
Ум, креативность |
16 |
72,2 |
10 |
25,0 |
Жизнерадостность, чувство юмора |
16 |
72,2 |
26 |
65,0 |
Дисциплинированность, пунктуальность |
14 |
63,6 |
12 |
35,8 |
Коммуникабельность |
11 |
50,0 |
10 |
32,2 |
Справедливость, честность |
10 |
35,5 |
16 |
40,0 |
Вежливость, воспитанность |
9 |
32,1 |
10 |
32,2 |
Понимание, тактичность |
9 |
32,1 |
9 |
29,0 |
Настойчивость, целеустремлённость |
8 |
28,5 |
2 |
5,0 |
Отзывчивость, стремление помочь |
6 |
21,4 |
17 |
44,5 |
Как видно из табл.4, для студентов старших курсов главными качествами преподавателя являются доброжелательность, креативность и чувство юмора. Для студентов младших курсов доброжелательность и чувство юмора также являются значимыми, однако другими важными для них качествами являются справедливость и отзывчивость.
Различия в оценках можно объяснить возрастной разницей между младшими (в среднем 17-19 лет) и старшими (21-22 года) студентами. Младшие, будучи фактически подростками, больше нуждаются в помощи и поэтому выше ценят стремление преподавателя помочь. А их напряженное внимание к справедливости, скорее всего, можно объяснить максимализмом, свойственным подростковому возрасту.
Для более взрослых, опытных и нередко уже имеющих семьи студентов старших курсов также важно, чтобы преподаватель был умен и креативен.
Настораживает и огорчает тот факт, что студенты всех возрастов не считают в преподавателях важными такие положительные человеческие качества, как вежливость, воспитанность и тактичность.
Интересно, что приведенные данные отчасти совпадают с данными [3,6,7] – такое же уважение компетентности и чувству юмора и малая значимость тактичности и стремления помочь. Это наводит на мысли весьма печальные.
Выводы:
1. При оценке качества преподавания учитываются три основных компонента: умение интересно изложить материал, умение организовать занятие и личные качества преподавателя.
2. Наиболее высоко студенты оценивают компетентность и умение преподавателя заинтересовать предметом, а также профессионально организовать занятия.
3. Из личных качеств наиболее часто студентами подчёркивается значение доброжелательности и чувства юмора преподавателя. При этом студенты старших курсов высоко ценят креативность и ум педагога, а студенты младших курсов – его справедливость, отзывчивость и стремление помочь.