Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития нашей страны общий уровень образованности и культуры населения требует особого к себе внимания. В свете последних лет, Россия принимает гостей со всех уголков планеты: в рамках XXII Олимпийских зимних игр (2014 г.)  и III зимние Всемирные военные игры (2017). Впереди еще много важных спортивных событий для страны и одно из таких – это 21-й чемпионат мира по футболу ФИФА (2018).

Владение иностранным языком не является обязательным условием для участия в волонтерском движении во время чемпионата мира по футболу, однако для самых востребованных направлений волонтерской работы владение английским языком (уровни pre-intermediate и выше) является основным требованием. Кроме того, приветствуется владение вторым иностранным языком (испанским, французским, немецким, португальским, арабским).

Волонтёрское движение стало известно в России с середины 80-х годов XX столетия.   Волонтерство в современном своем понимании порождает ряд проблем в его развитии. Наряду с правовыми, государственными, социально-психологическими и технологическими проблемами, существует множество проблем, в решение которых волонтёры могут внести свой посильный вклад [1]. Ввиду широкого распространения волонтерского движения в таких сферах жизнедеятельности человека, как в социальной сфере (помощь детям-сиротам, старикам, инвалидам), сфере экологии и окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры, отдельного внимания также заслуживает спортивное волонтерство. Его глобальный характер и огромный воспитательный и нравственный потенциал вызывают необходимость разработать элективный курс для его внедрения в программу обучения дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе, что позволит дополнить содержание направления подготовки и удовлетворить разнообразные познавательные интересы студентов, которые выходят за рамки выбранного ими профиля.  

Изучение элективного курса по дисциплине «Иностранный язык» в рамках программы волонтерского движения на чемпионате мира по футболу необходимо вводить в два этапа – «Языковой» и «Коммуникативный». В процессе изучения 1-го этапа «Языковой» обучающимся предлагается изучить футбольную лексику по таким темам, как «Мой любимый футбольный клуб», «Футбольное поле», «Позиции игроков», «Функции игроков», «Функции тренера», «Победы, кубки, достижения». Хорошее владение футбольной терминологией станет основой для успешного овладения коммуникативными навыками в рамках изучения второго блока «Коммуникативный», представленного следующими ситуациями общения «Как найти дорогу», «Медицинская помощь», «В ресторане», «В гостинице», «Правонарушения», «Встреча в аэропорту», «В пресс-центре» и другие. Примерами ситуаций могут послужить следующие диалоги:

 

«Как найти дорогу»

Tourist: Excuse me, can you tell me the way where the football stadium is, please?

Volunteer: Sure. It’s on the left bank of the river Don. You should take a taxi or a bus to get there.

Tourist: Thanks!

Volunteer: You’re welcome.

 

«Медицинскаяпомощь»

Volunteer: Can I help, Sir?

Tourist: Yes, please.

Volunteer: Can you tell me your problem, please?

Tourist: My head hurts.

Volunteer: Should I call the doctor, sir?

Tourist: Yes, please. I can’t walk. I’m feeling dizzy.

Volunteer: Ok. I’ll get him right now.

 

«В ресторане»

Tourist: Can I have a menu, please?

Volunteer: Certainly. Here you are.

Tourist: I’d like some vegetable salad as a starter.

Volunteer: And for your main course?

Tourist: I’ll have some Russian borshch and potatoes with two meatballs.

Volunteer: Would you like to try any vines of the country?

Tourist: Which one would you recommend me?

Volunteer: Tsimlyanskoe red is one of our best varieties wine.

Tourist: One glass, please.

 

«Вгостинице»

Volunteer: Good morning, gentlemen. What can I do for you?
Tourist: Have you got any vacant rooms?
Volunteer: Yes, we have.
Tourist: I need a room for one person.
Volunteer: Let me see. Yes, we can give you a single room on the 3d floor overlooking the street. Will it suit you?
Tourist: I think, it will. What’s the rate per night?
A: Bed and breakfast 4.50. How long are you going to stay here?
B: I think for a week.
A: Here is the arrival card for you. Will you, please, fill it in. Write your surname, nationality, occupation, date and place of birth.
B: I’ve filled in the form. Here you are.
A: Thank you. Here is the key to your room. The porter will help you with the luggage and take you to your room [2].

 

«Правонарушения»

Tourist: Good afternoon. Can you help me, sir?

Volunteer: Good afternoon. I hope so. What’s your problem?

Tourist: You see, I’ve been robbed.

Volunteer: What did they steal?

Tourist: My wallet.

Volunteer: Was there any money?

Tourist: Yes, 400 pounds. Can you take me to the police station, please? I’d like to report the theft.

Volunteer: Certainly. This way, please.

 

 «Встреча в аэропорту»

Volunteer: Welcome to Russia! My name is Anna. How do you do!

Tourist: How do you do, Anna! Thank you for coming to meet me.

Volunteer: Did you have a good flight?

Tourist: Yes, thank you. The trip was quite long and I was a bit airsick but I’m OK now.

Volunteer: So where shall we go now?

Tourist: My idea is to go to the hotel to get changed and have lunch there.

Volunteer: Okay. The hotel isn’t far fro here. It’ll take us 20 minutes to get there.

Tourist: Shall we get there by car?

Volunteer: Our car is just outside the airport. Let me take one of your bags, please.

 

«В пресс-центре»

What is the composition of the team? – Какой состав игроков на матч?

Who is shooter №1 in the team? – Кто основной бомбардир в команде?

Who plays full-back? – Кто играет в защите?

Who plays forward? – Кто играет в нападении?

Who officiates in the match? – Кто судит встречу?

Are the injured players able to join the match? Могут ли выступить травмированные игроки в матче?

What is your formation? –Какая у вас тактическая схема игры?

What do you think of your opponent’s chances in the upcoming match? – Как вы оцениваете шансы ваших соперников?

What is your forecast for the upcoming match? – Ваши прогнозы на матч?

Who are your substitutes? – Кто ваши запасные игроки?

How do find the condition of the ground in Rostov? – Что вы думаете о состоянии футбольного поля в Ростове? 

Кроме заявленных двух блоков, студентам будет также полезно познакомиться с программой лингвистической подготовки волонтеров на зимних играх в Сочи и пообщаться со спортивными волонтерами, побывавшими там. Образовательная программа «Английский для зимних игр» проводилась в онлайн-режиме. Она разработана лингвистами исследовательского центра English First, позволила обеспечить языковую подготовку сотрудников, поставщиков, подрядчиков оргкомитета «Сочи-2014», а также 25 тысяч волонтеров Игр-2014. Программа дистанционного обучения английскому языку включала в себя цикл лекций, печатные материалы – разговорник, учебное пособие к онлайн-обучению, рабочую тетрадь для семинаров.

Опыт лингвистической подготовки центра English First показывает, что коммуникативно-ориентированная методика, построенная на примерах из жизни, позволяет наилучшим образом сформировать необходимые для практики устного и письменного общения компетенции у обучающихся. Кроме устно-письменных источников, для формирования полноценной языковой подготовки желательно привлечь аудио и видеоресурсы сайта http://www.bbc.com/sport/football. В процессе занятий по английскому языку в неязыковом вузе можно также предложить обучающимся создать внеклассную языковую онлайн-среду (знакомство с волонтерами из других стран на англоязычных форумах). У будущих спортивных волонтеров важно сформировать правильные представления об истоках и основах волонтерства по англоязычным источникам, ориентированным на создание положительного образа волонтера и общественную значимость его работы. Дискуссия призвана явиться одним из активных методов обучения на занятиях по иностранному языку, так как позволяет выяснить и сопоставить причины и мотивационные установки, побуждающие людей заниматься волонтерской деятельностью [3].

Обучение общению с представителями иной культуры очень важно в современных условиях [4], когда остро стоит проблема межкультурных различий и формирования толерантности.