Полный текст статьи
Печать

Хлеб и хлебобулочные изделия являются одними из наиболее распространенных продуктов питания населения, которые содержат вещества, необходимые для жизнедеятельности и развития живого организма, занимают исключительно важное место в рационе питания людей. Вместе с тем в последние десятилетия заметно значительное снижение потребление этой продукции потребителями. Начиная с 1990 г. в стране наблюдается тенденция снижения производства и продажи хлебобулочных изделий. Так в 2015 г. индекс физического объема розничной продажи хлеба и хлебобулочных изделий составил 77 % [1], а индекс производства – лишь 37,5 % в сравнении с 1990 г. (таблица 1)

Таблица 1

Производство хлеба и хлебобулочных изделий по Российской Федерации

Годы

Значение показателя,

 тыс. т

Абсолютное изменение показателя в сравнении с 1990 г.,

тыс. т

Абсолютное изменение показателя в сравнении с предыдущим годом, тыс. т

Относительное изменение в сравнении с 1990 г., %*

Относительное изменение в сравнении с предыдущим годом, %*

1990

18200

 

-

-

-

1995

11300

- 6900

- 6900

- 37,9

- 37,9

2000

9000

- 9200

- 2300

- 50,5

- 20,4

2005

7967

- 10233

- 1033

- 56,2

- 11,5

2010

7255

- 10945

- 712

- 60,1

- 8,9

2011

7066

- 11134

- 189

- 61,2

- 2,6

2012

6965

- 11235

- 101

- 61,7

- 1,4

2013

6829

- 11371

- 136

- 62,5

- 2,0

2014

6816

- 11384

- 13

- 62,5

- 0,2

2015

6833

- 11367

17

- 62,5

2,5

*Рассчитано по [2]

          Особенно быстрыми темпами снижался объем производства с 1990 по 2000 гг., среднегодовые темпы снижения составили: с 1990 по 1995 гг. – 7,6 %, с 1995 по 2000 г. – 4,1 %, в 2000 году производство хлеба снизилось более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом. Этот спад продолжился и в последующие годы, но темпы снизились: с 2000 года по 2005 год объем производства снизился на 11,5 %, с 2006 года по 2010 – на 8,9 %, с 2011 по 2015 гг. – на 5,9 %. В за последние пять лет объем производства хлеба и хлебобулочных изделий стабилизировался и в 2015 г. наблюдался прирост этого показателя в сравнении с предыдущим годом, хотя и незначительный – 2,5 % (таблица 1).

            Аналогично данным по Российской Федерации за период времени с 1990 по 2015 г. снизился этот показатель и в разрезе территорий. Однако, начиная с 2010 г., дифференциация между федеральными округами  значительнее: если в целом по России объем производства хлеба и хлебобулочных изделий снизился на 5,8 %, в таких федеральных округах, как Северо-Западный, Сибирский и Дальневосточный снижение превысило средние показатели по России и составило более 11 %, в Приволжском и Уральском регионах снижение меньше, чем в среднем по РФ (3,5 и 2,4 % соответственно), то в Северо-Кавказском федеральном округе объем производства увеличился на 33 тыс. тонн или на 8,0 % (таблица 2). Эти цифры свидетельствуют о различных потребительских предпочтениях в региональном разрезе [3].

Таблица 2

Производство хлеба и хлебобулочных изделий по федеральным округам российской федерации (тысяч тонн) [4]

Федеральный округ

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Изменение, 2010-2015

Абсолют-

ное,

тыс. т

Относи-тельное, %

Центральный федеральный округ

2096

2076

2005

1995

1976

2007

- 89

- 4,2

Северо-Западный федеральный округ

743

 

 

732

697

674

662

659

- 84

- 11,3

Южный федеральный округ

729

717

702

702

696

688

- 41

- 5,6

Северо-Кавказский федеральный округ

412

415

430

430

444

445

33

8,0

Приволжский федеральный округ

1448

1451

1431

1406

1390

1398

- 50

- 3,5

Уральский федеральный округ

494

493

483

477

469

485

- 12

- 2,4

Сибирский федеральный округ

927

902

903

871

833

809

 - 118

- 12,7

Дальневосточный федеральный округ

295

281

281

274

273

262

- 33

- 11,2

Крымский федеральный округ

-

-

-

-

72,3

81,2

-

-

Российская Федерация

7255

7066

6965

6829

6816

6833

- 422

- 5,8

 

На общий объем производства хлеба и хлебобулочных изделий оказывает влияние численность населения, проживающего на данной территории, поэтому важным является анализ этого показателя в расчёте на душу населения (таблица 3). 

Таблица 3

Производство хлеба и хлебобулочных изделий (на душу населения в год; кг) по Российской Федерации [5]

Годы

Значение показателя,

кг

Абсолютное изменение показателя в сравнении с

Относительное изменение показателя в сравнении с

 1990 г., кг

предыдущим годом, кг

 1990 г., %

предыдущим годом, %

1990

123

-

-

-

-

1995

76,2

- 46,8

- 46,8

- 38,0

- 38,0

2000

61,5

- 61,5

-14, 7

- 50,0

- 19,3

2005

55,8

- 67,2

- 5,7

- 54,6

- 9,3

2010

50,8

- 72,2

- 5

- 58,7

- 9,0

2011

49,4

- 73,6

- 1,4

- 59,8

- 2,8

2012

48,6

- 74,4

- 0,8

- 60,5

- 1,6

2013

47,5

- 75,5

- 1,1

- 61,4

- 2,3

2014

46,6

- 76,4

- 0,9

- 62,2

- 1,9

2015

46,6

- 76,4

-

- 62,2

-

           

Анализ информации, представленной в таблице 3, свидетельствует, что производство хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного жителя уменьшился в 2,6 раза. Динамика изменения этого показателя аналогична динамике общего объема производства. Основными причинами такого развития хлебопекарной промышлен­ности явились, с одной стороны, падение потребительского спроса на хлеб низких сортов вследствие прекращения его использования на корм скоту, а, с другой стороны, рост цен, приводящий к снижению покупательной способности населения, а также более экономичному расходованию хлеба и хлебобулочных изделий из-за их дороговизны.

Специалисты отмечают еще ряд причин такого состояния хлебопекарной промышленности: хлебные изделия являются одними из основных продуктов питания человека, суточное потребление хлеба в разных странах составляет от 150 до 500 г на душу населения.В нашей стране в настоящий момент потребление хлеба и хлебобулочных изделий на одного человека в год составляет 118 кг [6], а в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов, которые отвечают современным требованиям здорового питания и разработаны Министерством здравоохранения Российской Федерации, этот показатель должен составлять 96 кг, включая крупы, макаронные изделия и бобовые. В современных условиях, как за рубежом, так и в России все большее количество людей уделяет повышенное внимание своему здоровью, исходя из этого факта потребление хлебобулочных изделий будет сокращаться, а, соответственно, объем производства хлебопекарной отрасли будет уменьшаться.

            Далее проведем сравнительный анализ потребления данной продукции в различных странах (таблица 4).

Таблица 4

Международные сравнения по потреблению хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения, кг/чел. [7]

Страна

Годы

Потребление

Отношение фактического потребления страны к показателю РФ, %

Рациональный норматив по РФ

Отношение фактического потребления страны к рациональному нормативу РФ

Россия

2015

118

100,0

96

122,9

Страны СНГ

 

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

Азербайджан

2015

138

116,9

96

143,8

Армения

2015

191

161,9

96

199,0

Беларусь

2015

86

72,9

96

89,6

Казахстан

2015

123

104,2

96

104,2

Киргизия

2014

138

116,9

96

143,8

Республика

Молдова

2015

101

85,6

96

105,2

Таджикистан

2014

153

129,7

96

159,4

Украина

2015

103

87,3

96

107,7

Страны ЕС

 

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

Австрия

2014

79

66,9

96

82,3

Венгрия

2014

84

71,2

96

87,5

Германия

2013

103

87,3

96

107,7

Польша

2014

106

89,9

96

110,4

Чешская
Республика

2014

103

87,3

96

107,7

Другие страны

 

 

 

 

 

их них:

 

 

 

 

 

Япония

2015

89

75,4

96

92,7

 

Как следует из информации, представленной в таблице 4, имеются существенные различия в потреблении хлебных продуктов в различных странах. Так в странах СНГ население традиционно потребляет достаточно большое количество хлеба и хлебобулочных изделий, в Армении этот показатель составляет 191 кг, что на 61,9 % больше, чем в России, относительно высоким является уровень потребления в Таджикистане – 153 кг, Азербайджане и Киргизии (138 кг). Меньше, чем в России значение показателя в Республике Молдова и в Украине, минимальным среди стран СНГ является этот показатель в Беларуси – 89 кг.

В странах ЕС и Японии потребление хлебных продуктов значительно меньше, чем в Российской Федерации. Среди этой группы стран минимальным является потреблением в Австрии – 79 кг на душу населения, максимальным – в Польше – 106 кг, но даже эта величина меньше российского показателя на 10,9 %.

Сравнение фактических показателей стран с рациональными нормами потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, свидетельствует, что во многих странах эти нормы нарушаются, потребляется значительно больше хлебной продукции, хотя тенденцией современности является стремление к здоровому образу жизни. Исследования показали, что в высоко развитых странах, где уровень и качество жизни населения достаточно высоки, потребление хлебобулочной продукции значительно меньше и имеет тенденцию к снижению. Все это еще раз доказывает о снижении потребления данной продукции и в РФ.

            Современный рынок хлеба и хлебобулочных изделий диктует жесткие требования к производителю. Сегодня недостаточно выпускать только массовые сорта хлеба и хлебобулочных изделий. Чтобы выжить и быть успешным, необходимо вырабатывать широкий ассортимент изделий. По мнению экспертов, представителям хлебопекарной и кондитерской отраслей следует обращать особое внимание на качество своей продукции, а также учитывать специфику и привычки потребителей [8].

            Как показывают исследования, изменяется структура потребляемых хлебобулочных изделий, уменьшается потребление традиционных сортов хлеба и увеличивается потребление новой и полезной для здоровья продукции (таблица 5). Если в 2010 г. продукции недлительного хранения реализовывалось 6816 тыс. т, то в 2015 произошло снижение ее продаж на 507 тыс. т или 7,4 %, при этом увеличивается реализация упакованной продукции и других видов, структура хлеба и хлебобулочных изделий постепенно меняется.

            Таблица 5

Изменение структуры хлеба и хлебобулочных изделий за 2010-2015 гг.

Показатели

2010

2015

тыс. т

Удельный вес, %

тыс. т

Удельный вес, %

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т

7255

100,0

6833

100,0

в том числе:

 

 

 

 

изделия хлебобулочные недлительного хранения

6816

93,9

6309

92,7

изделия хлебобулочные длительного хранения
упакованные

91,7

1,3

118

1,7

изделия хлебобулочные пониженной влажности

231

3,2

271

4,0

хлеб и изделия хлебобулочные, прочие

116

1,6

136

2.0

           

Структура производства хлеба и хлебобулочных изделий в России отличается от существующей в настоящее время в развитых европейских странах. В последние годы в мире большое внимание уделяется обогащению хлеба различными полезными веществами, придающими ему лечебные и профилактические свойства. Лечебный и профилактический эффект от употребления диетических хлебобулочных изделий обеспечивается либо введением в рецептуру необходимых дополнительных компонентов, либо исключением нежелательных, а также изменения технологии их приготовления. Обогащение хлебобулочных изделий добавками с профилактической направленностью остается востребованным и актуальным. Особенно ценными являются натуральные добавки, которые обогащают хлеб полезными для здоровья веществами и благоприятно влияют на технологию хлебопечения.

Рынок производства отечественной диетической продукции имеет большой потенциал для роста. Разработано значительное количество разнообразных хлебобулочных изделий для лечебного питания; имеется широкий ассортимент изделий для профилактического питания, предназначенных для людей, имеющих предрасположенность к тем или иным болезням, а также лиц, проживающих в экологически неблагополучных регионах страны, для рабочих тяжелых профессий, детей дошкольного возраста и пожилых людей.

Перед работниками отрасли стоит ряд проблем, связанных с улучшением качества и пищевой ценности хлеба, булочных, сухарных и бараночных изделий. Очень важными проблемами являются: совершенствование технологии с целью интенсификации производства хлеба; регулирование его пищевой ценности; создание новых диетических сортов хлеба и хлебобулочных изделий.

Хлебобулочные изделия продаются сегодня большей частью через предприятия торговли. Между тем существует ряд производителей хлебобулочных изделий, владеющих собственными сетями магазинов. Потребителям реализуются в основном свежая выпечка и хлебобулочные изделия в упаковке. Следуя тенденциям рынка, производители хлебобулочной продукции оснащают свои предприятия современным технологическим и упаковочным оборудованием, делая свою продукцию конкурентоспособной и интересной потребителю [9]. Следовательно, одними из первых шагов в новых условиях рыночных отношений становится маркировка и фирменная упаковка. Естественно, создание собственного стиля и брэнда требует дополнительных расходов и в итоге до 10% увеличивает отпускную цену. Но это дает чрезвычайно заметный результат. По оценкам экспертов, название и упаковка хлебобулочных изделий привлекают потребителя и, поэтому, расширяют сбыт. Это дает компаниям шансы на увеличение рынка. Также на спрос влияет и реклама. Однако сегодня большинство предприятий розничной торговли рекламой хлеба и хлебобулочных изделий не занимаются вообще. Данное решение обусловлено тем, что большинство торговых работников считает, что, так как хлеб является товаром первой необходимости, имеющим постоянный спрос, то он не нуждается в рекламе. Такое мнение является ошибочным, поскольку на потребительском рынке постоянно появляются новые и возрождаются традиционные виды данной продукции, например, различные сорта ржаного хлеба. В связи с сложившимися обстоятельствами требуется проведение рекламных мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- в последние годы наблюдается снижение объема производства и потребления хлеба и хлебобулочных изделий;

- состояние рынка хлебобулочных изделий зависит от многих факторов: спроса и предложения, политической и экономической ситуации в стране, платежеспособности населения, конкурентной составляющей и др.

- инновации, расширение выпускаемого ассортимента – это актуальные тенденции развития рынка хлебопечения в России;

- из-за снижения потребления традиционных сортов хлебной продукции хлебопекарные предприятия вынуждены изменять структуру ассортимента, производить и реализовывать новую продукцию.