Полный текст статьи
Печать

Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции педагога происходит повышение качества образования учащихся.

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Деятельность современного педагога неразрывно связана  с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно без осознания педагогом своей высокой личной ответственности и без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

Самообразование предполагает развитие педагога как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • · Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • · Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  • · Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • · Различные формы педагогической поддержки;
  • · Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;
  • Обобщение собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ.

Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Под педагогической технологией понимается способ реализации содержания обучения, включающий применение различных форм, методов и средств научно-методического сопровождения самообразования учителя в системе повышения квалификации, направленных на достижение поставленных образовательных целей.

Появление Интернет обеспечило учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

  • дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы;
  • дистанционные конференции (веб-семинары);
  • дистанционные конкурсы;
  • дистанционные эвристические олимпиады;
    • педагогические форумы и многое другое.

 Научно-техническое развитие современного общества требует от педагога освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью.

Вступив в такое сообщество, каждый педагог получает многочисленные возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Доступ к новостям в образовании, возможность представить на суд коллег свои методические разработки, пользование ресурсами сайта — все это позволяет учителю почувствовать себя частью большого педагогического сообщества.

Это позволяет разнообразить свою педагогическую деятельность, овладеть новыми педагогическими приёмами. И за размещение материалов, можно получить свидетельства и сертификаты.

        На каждом сайте есть  педагогические форумы, которые позволяют  общаться на профессиональные и личные темы педагогам из разных уголков нашей страны и с коллегами из-за рубежа.

Интернет даёт возможность участвовать в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, разнообразие которых просто поражает.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем. Только самообразование может позволить каждому педагогу оставаться актуальным в современных условиях.

Выражение «Не идти вперед - значит идти назад» должно быть ключевым для каждого современного педагога.