Полный текст статьи
Печать

Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Ученик – человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания». И с ним нельзя не согласиться. Ведь в этом суть и назначение трудовой деятельности учителя.

Сложность нашего труда состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей, помочь осознать себя личностью.  Школьники, познавшие радость напряжённого, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельностной активности. Вот почему так важно организовать труд школьника на уроке, не допускать пассивного отбывания времени.

Учитель на  уроке направляет деятельность обучающихся так, чтобы каждый из них почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, между учителем и родителями. В работе участвуют все обучающиеся, на каждом этапе работы оцениваются результаты всех, все  учатся мыслить, говорить правильно, рассуждать, доказывать, больше общаться друг с другом, и что не менее важно, самостоятельно добывают знания. Л. С. Айзерман главной целью литературного образования считает формирование и развитие культуры читательского восприятия и понимание особенностей литературы как явления искусства. Такая культура – ведущий компонент духовного становления личности, способной к эстетическому, познавательно-понимающему и нравственному самосовершенствованию, что приводит к активности и сотрудничеству обучающихся в процессе реального культурного общения на уроке [1].

Основным способом решения этой задачи обучения становится целостный анализ произведения и его интерпретация при условии, что оно прочитано учениками. Схема такого анализа произведения  рассмотрены в исследованиях Т. В. Торкуновой,  А. В. Мазур. Используя их рекомендации, на уроках литературы используется  диалог с другими писателями, старшеклассники с теми же писателями, со своими одноклассниками, учителями, со своим временем тоже ведут диалог. Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведения, к постижению объективного смысла слова писателя. Это и есть сотрудничество.

 Путь обновления школы, уроков литературы лежит через познание и преобразование мира. Отсюда и необходимость диалогичности уроков. Каждый учитель хорошо знает, сколь широко распространён среди учащихся двойной стандарт, когда они говорят и пишут об изученных в школе книгах и образах, и совершенно по-другому относятся к ним, думают и чувствуют. Вот почему так необходимо раскрепощение педагогических отношений, изменение их сути на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Вот почему так необходима гуманизация преподавания литературы, поворот школы к ребёнку, доверие к нему, понятие его личностных запросов и интересов. Решению этих задач и способствует диалогический строй уроков вообще, литературы — в особенности, демократизм мысли и отношений, открытость суждений, честность высказываний.

Важен для этого процесса характер педагогического общения на уроке, то, насколько уважительно и внимательно выслушивает учитель каждого ученика, использует ли ситуацию успеха, одобрения, поддержки, поощрения, умеет ли строить беседу на равных, поддерживать ответы учащихся, учитывать не только правильность, но и самостоятельность и оригинальность ответа. Педагог переходит к сотрудничеству, он создаёт оптимальные условия для развития личности учащегося.

Для того чтобы сотрудничество и диалог, понимание жизни и литературы состоялись, в зависимости от объёма произведения. Каждый раз разделяю текст  примерно на равные части, которые они читают на уроке, на каждом уроке, в сжатом виде пересказывают его для всех, (для этого необходимо выбрать важные сведения), а потом один ученик или два-три передают содержание всего текста. Пока дети читают текст про себя,  каждого из них проверяем на каждом уроке свободное, правильное и выразительное чтение. На оставшееся времени проводится анализ изучаемого произведения, что необходимо для развития личности.

Следовательно, практически на каждом уроке литературы звучит монологическая, диалогическая речь, осуществляется сотрудничество, совершенствуются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные компетенции. За активное участие в каждой виде деятельности обучающиеся получают оценку, что повышает их накопляемость, а традиционный урок с его систематическим характером обучения, упорядоченной, логически правильной подачей учебного материала, организационной чёткостью, постоянным эмоциональным воздействием личности учителя, оптимальными затратами ресурсов при массовом обучении постоянно приближается к современным требованиям ФГОС, и растёт качество универсальных учебных действий, что так необходимо на современном этапе образования.