Полный текст статьи
Печать

Современное общество требует от школы целостного развития личности. Это предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития человека как целостного существа, находящегося в постоянном взаимодействии с миром в своем ближайшем окружении, в определенной социальной среде. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. Но задача такого рода не может быть решена путем простого транслирования содержания. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо их прочувствовать. С помощью традиционных педагогических приемов решить эту задачу достаточно сложно. Качество образования может быть обеспечено только созданием необходимых условий для становления личности ребенка. Для реализации этой задачи можно использовать активные формы обучения, которые позволяют увидеть, услышать и прочувствовать воспринимаемую информацию.

Основными видами активных форм обучения являются работа в группах и ресурсный круг.

Работа в группах обеспечивает развитие коммуникативных и управленческих навыков учащихся, формирует такие качества, как терпимость, уважение к чужому мнению, ответственность. В результате грамотно организованной работы в группах школьники учатся слышать друг друга и спокойно, в дружелюбной форме доказывать свою точку зрения.

Ресурсный круг проводится как в начале урока с целью актуализации  имеющихся у учащихся опыта и знаний, так и в его заключительной части, для того, чтобы воспринятая информация была прочувствована учениками, и у них появилась мотивация к ее применению. При проведении  ресурсного круга необходимо следить за интонацией, темпом речи мимикой, жестами. Надо дать возможность высказаться каждому ребенку, а детям всегда есть, что сказать. Они охотно делятся своими мыслями и переживаниями, но для этого должна быть создана доверительная атмосфера в классе.

На примере данного занятия предлагаем организацию деятельности учащихся в группах и ресурсном круге.

Тема: Родной очаг.

Цель: показать значение семьи, дома, домашнего тепла.

Задачи:

- формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге;

- развивать речь, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения;

- воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях,

дорожить ими.

Оборудование: иллюстрация семьи на экране, таблички с пословицами и словами, клей, ножницы, музыкальное сопровождение.

Ход работы:

1.Подготовительный этап.

Дети и родители сидят в группах по 4-5 человек.

- Здравствуйте, ребята! Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся, тем самым пожелаем всем хорошего настроения.

- Мы уже изучили темы: «Дом», «Семья», «Род».

- Что вам больше всего запомнилось?

- Сегодня мы продолжим говорить на эти темы, хорошо вам знакомые уже, на классном часе, тема которого «Родной очаг».

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Конечно. Каждый дом имеет свои особенности, свой особый мир, дающий человеку тепло, положительные эмоции, надежду, любовь (обратить внимание детей на иллюстрации).

2. Работа в группах.

- Дети, сейчас мы будем работать в группах. Напомните, пожалуйста, какие правила нужно знать, чтобы работать в команде, не поссориться?

(слышать друг друга, не перебивать, уступать друг другу)

- Я предлагаю каждой группе выбрать лидера, который будет защищать работу своей команды.

1 задание.

- Прочитайте пословицу, которая есть на столе каждой команды. Подумайте, обсудите и объясните смысл этих пословиц. У вас есть 3 мин на обсуждение.

(Не нужен и клад, когда в семье мир да лад.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.)

Лидеры, озвучьте решение команды и помните: когда вы отвечаете за всю команду, то начинаете свой ответ со слов: «Мы подумали и решили, что …»

- Если объединить все ваши ответы, то можно сделать вывод: в дружной семье складываются самые теплые отношения, которые пронизаны любовью, заботой и вниманием.

2 задание.

- У каждой команды на столе лежат детали дома со словами: жадность, доброта, зависть, уважение и т. д. Вам нужно построить дом таким, каким вы его себе представляете. Даю вам на работу 5-7 минут.

(Звучит песня Л. Лещенко «Родительский дом»)

- Попрошу лидеров выйти к доске и показать нам всем дома, которые вы с командой построили.

-  Ребята, а вы знаете, что у каждого дома обязательно есть фундамент, основа дома.

- Что же важно для того, чтобы любой дом был крепким и долговечным? (Терпение, понимание, забота, согласие, доброта, тепло, радость, сострадание)

- Что же лежит в основе всех этих качеств? (Любовь)

3. Рефлексия.

Ресурсный круг.

- А сейчас я попрошу всех вас встать в круг.

- Ребята, а за что же вы любите свой дом?

- Вот я люблю свой дом за то, что меня там любят  и понимают (передаю мягкую игрушку в левую сторону).

- Молодцы! Оказывается, вы любите свой дом за то, что там тепло, уютно, вас там любят и ждут. Замечательно. Можете сесть на место.

4. Итог.

- Посмотрите, ребята, дома бывают разные, но если нет основы дома – любви, то дом не будет таким крепким и долговечным.

- Благодарю всех за работу.