Развитие сельской малокомплектной школы предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста обучающегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Главная идея, положенная в основу концепции перспективного развития нашей школы - формирование компетентной, духовно - нравственной личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Целью Программы развития МКОУ СОШ №9 на 2015-2018г.г. является создание условий для развития школы как открытой образовательной системы, нацеленной на качественное и доступное образование. Основная задача для достижения данной цели - повышение качества обучения и воспитания на основе совершенствования организации содержания, технологий и ресурсного обеспечения образовательной деятельности с целью разностороннего развития обучающихся, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение качества образования – одна из основных задач Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020г.г». Современный ученый-педагог Марк Поташник определяет «качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты». В более узком смысле качество образования рассматривается как личностная особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности. Международная организация по стандартизации определяет понятие «качество» как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество общего образования — понятие многомерное, подразумевающее определенную структуру, составляющими которой являются:
• качество среды/условий реализации образовательного процесса;
• качество содержания образования;
• качество технологии образования;
• качество преподавания;
• качество результативности — образованности личности школьника.
Ежегодно проводимое анкетирование обучающихся «Оценка уровня школьной мотивации» показывает низкую мотивацию обучающихся к отдельным предметам. По результатам мониторинга внутришкольного контроля построена системная работа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, затрудняющихся в обучении, а именно:
- изучить, раскрыть индивидуальные особенности каждого ученика, определить образовательную структуру, в рамках которой индивидуальность может развиваться наиболее оптимально;
- создать наиболее благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребёнка;
- оказать обучающимся помощь в изучении собственных индивидуальных возможностей, интересов, в выборе способа удовлетворения образовательных потребностей в школе, в том числе потребностью в использовании ИКТ;
- обеспечить пропаганду педагогических знаний и индивидуальную педагогическую помощь родителям.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только и учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. На практическом семинаре по введению профессиональных стандартов педагога учителями создан модель педагога:
- глубокое знание своего предмета;
- профессиональная компетентность в условиях современного образования;
- владение разными технологиями преподавания своего предмета;
- способность к самосовершенствованию и саморазвитию;
- любовь к детям;
- толерантность;
- инициативность и самостоятельность;
- мобильность;
- коммуникабельность.
Для повышения качества образовательной деятельности, администрация и педагогический коллектив школы работает по направлениям:
- анализ состояния организации и управления мониторингом качества образования в ОУ;
- разработка модели мониторинга качества образования в ОУ;
- внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс.
- осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в ОУ;
- создание единой образовательной среды с использованием компьютерной техники и информационных технологий;
- повышение уровня компетентности педагогического коллектива в области использования ИКТ, создания электронных образовательных ресурсов
- организация единого информационного пространства школы;
- доукомплектование ОУ техническими средствами информатизации.
- создание и внедрение системы объективного учета внеучебных достижений обучающихся;
- внедрение на всех ступенях общего образования системы объективной оценки качества;
- обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся.
- разработка и внедрение комплекса мер по участию общественности в оценке качества образования.
Конечным результатом работы над данной Программой является выполнение миссии нашей школы:
- обеспечение соответствия качества подготовки выпускника сельской школы требованиям к компетентностям в соответствии государственным стандартам общего образования и удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, учителей, государства.
-воспитание гражданина с духовно-нравственной культурой, предприимчивого и конкурентноспособного, умеющего разрешать жизненные, практические ситуации, готового к самореализации в социуме, достойного гражданина своей страны.
Итогом SWOT-анализа потенциала развития школы является вывод, что в настоящее время МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. Р.В. Лонкунова» располагает достаточным образовательным потенциалом, востребованным учащимися, общественностью, системой образования.