В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) подчеркивается, что стратегическая цель государственной политики в области образования - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. А развитие системы профессионального образования – это расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, содержание которого включает п. 13 «...развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на производстве» [5].
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Создание кластеров представляется как важнейшее направление формирования системы поддержки инновационного развития России
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) в области профессионального образования действует 2 государственных целевых программ:
- Государственная программа «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 31декабря 2013 года № 2443, целью является развитие профессионального образования в Республике Саха (Якутия) для обеспечения качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Приоритетная задача: формирование эффективной территориально-отраслевой организации системы профессионального образования Республики Саха (Якутия), ориентированной на потребности рынка труда.
- Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. №959, целью которой является повышение качества государственного и муниципального управления.
Анализ содержания документов регламентирующих государственную политику в сфере профессионального образования показал, что стратегия экономического развития страны и республики, в частности, требует от системы профессионального образования подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, мобильного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, способного к переобучению и мотивированного на постоянное пополнение профессиональных компетенций.
Повышение требований к качеству кадров на производстве обуславливает повышение требований и к качеству их подготовки в системе профессионального образования. Существующая структура и качество профессионального образования противоречат задачам социального и экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом [1].
Поэтому появляется необходимость решения ряда проблем в системе профессионального образования, которые тормозят социально-экономическое развитие страны.
В первую очередь требуют решения такие проблемы как:
- наличие дефицита квалифицированных кадров для высокотехнологичных и инновационных отраслей;
- отсутствие налаженной системы отношений между системой профессионального образования, производством и сферой бизнеса;
- социальная незащищенность выпускников на рынке труда;
- несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства;
- недостаточное финансирование профессиональных образовательных программ.
- неэффективная, не отвечающая современным требованиям законодательная и нормативная базы по развитию системы профессионального образования.
В инновационном развитии непрерывной системы профессионального образования наиболее важным является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями.
Важнейшим инструментом, способствующим решению данных проблем, является создание профессионально-образовательных кластеров в регионе. Интеграция, объединение и координация усилий отдельных образовательных структур, предприятий в образовательно-производственном кластере могут способствовать выводу общества в режим стабильного, устойчивого развития.
Кластер – это интеграционный механизм, обеспечивающий интенсивное развитие образующих его организаций, их социальное партнерство [3].
Теоретическую основу для исследования образовательных кластеров составляют труды: кластерный подход в профессиональном образовании (Г.В. Мухаметзянова, Е.А.Корчагин, Н.Б. Пугачева, А.В. Леонтьев); теории деятельности и педагогического проектирования (В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.П. Беспалько, М.И. Махмутов); исследования, раскрывающие проблемы социального партнерства и управления качеством образования в профессиональной школе (П.Ф. Анисимов, М.М. Поташник, А.С. Субетто).
Важными элементами кластерной политики должны стать разработка и реализация федеральной и региональных программ содействия формированию и функционированию кластерных образований, развитие в этом направлении частно-государственного партнерства.
В настоящее время для повышения качества среднего специального образования и прямого взаимодействия работодателей и образовательными учреждениями в Якутии, начиная с 2014 году созданы 8 профессионально-образовательных кластера: в области IT-технологий, строительства и золотодобычи, индустрии питания, тундрового оленеводства, угледобычи, сельского хозяйства, ювелирно-гранильного производства. Для повышения качества образования планируется открыть новые подобные объединения, так как значительная часть обучения должна проходить на производстве. Для этого и создаются кластеры, но в них нужно привлекать больше предприятий малого и среднего бизнеса.
Таким образом, создание образовательных кластеров и их функционирование будет способствовать качественной подготовке кадров различных отраслей, экономики, что создаст дополнительные возможности для улучшения условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических) подготовки конкурентного специалиста.