Полный текст статьи
Печать

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, утвержденной  Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) подчеркивается, что стратегическая цель государственной политики в области образования - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. А развитие системы профессионального образования – это расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г.  № 349-р утвержден комплекс мер,  направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы,  содержание которого включает п. 13  «...развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на производстве» [5].

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Создание кластеров представляется как важнейшее направление формирования системы поддержки инновационного развития России

В настоящее время в Республике  Саха (Якутия)  в области профессионального образования действует 2 государственных целевых  программ:

  1. Государственная программа «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия)    на 2014-2016 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 31декабря 2013 года № 2443, целью  является развитие профессионального образования в Республике Саха (Якутия) для обеспечения качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Приоритетная задача: формирование эффективной территориально-отраслевой организации системы профессионального образования Республики Саха (Якутия), ориентированной на потребности рынка труда.
  2. Государственная  программа Республики Саха (Якутия) «Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия)  на 2012-2017 годы», утвержденная  Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. №959,  целью которой является  повышение качества государственного и муниципального управления.

Анализ содержания документов регламентирующих государственную политику в сфере профессионального образования показал, что стратегия экономического развития страны и республики, в частности,  требует от системы профессионального образования  подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного,  мобильного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, способного к переобучению и мотивированного на постоянное пополнение профессиональных компетенций.

Повышение требований к качеству кадров  на производстве обуславливает повышение требований и  к качеству их подготовки в системе профессионального образования. Существующая структура и качество профессионального образования противоречат задачам социального и экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом [1].

Поэтому появляется необходимость решения ряда проблем в системе профессионального образования, которые  тормозят   социально-экономическое развитие страны.

В первую очередь требуют решения такие проблемы как:

- наличие  дефицита квалифицированных кадров для высокотехнологичных и инновационных отраслей;

- отсутствие налаженной системы отношений между системой профессионального образования, производством и сферой бизнеса;

- социальная незащищенность выпускников на рынке труда;

- несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства;

- недостаточное  финансирование профессиональных образовательных  программ.

- неэффективная, не отвечающая современным требованиям законодательная и нормативная базы по развитию системы профессионального образования.

В инновационном развитии непрерывной системы профессионального образования наиболее важным является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями.

Важнейшим инструментом, способствующим решению данных проблем, является создание профессионально-образовательных кластеров в регионе. Интеграция, объединение и координация усилий отдельных образовательных структур, предприятий в образовательно-производственном кластере могут способствовать выводу общества в режим стабильного, устойчивого развития.

Кластер – это интеграционный механизм, обеспечивающий интенсивное развитие образующих его организаций, их социальное партнерство [3].

Теоретическую основу для исследования образовательных кластеров составляют труды: кластерный подход в профессиональном образовании (Г.В. Мухаметзянова, Е.А.Корчагин, Н.Б. Пугачева, А.В. Леонтьев); теории деятельности и педагогического проектирования (В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.П. Беспалько, М.И. Махмутов); исследования, раскрывающие проблемы социального партнерства и управления качеством образования в профессиональной школе (П.Ф. Анисимов, М.М. Поташник, А.С. Субетто).

Важными элементами кластерной политики должны стать разработка и реализация федеральной и региональных программ содействия формированию и функционированию кластерных образований, развитие в этом направлении частно-государственного партнерства.

В настоящее время для повышения качества среднего специального образования и прямого взаимодействия  работодателей и образовательными учреждениями в Якутии, начиная с 2014 году  созданы 8  профессионально-образовательных кластера: в области IT-технологий, строительства и золотодобычи, индустрии питания, тундрового оленеводства, угледобычи, сельского хозяйства,  ювелирно-гранильного производства.  Для повышения качества образования планируется открыть новые  подобные объединения, так как значительная часть обучения должна проходить на производстве. Для этого и создаются кластеры, но в них нужно привлекать больше предприятий малого и среднего бизнеса.

Таким образом,  создание  образовательных кластеров и их функционирование будет способствовать качественной подготовке кадров различных отраслей, экономики, что  создаст дополнительные возможности для улучшения условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических) подготовки конкурентного специалиста.