Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества. В последнее время появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Вместе с тем, зачастую оценки качества образования рассматриваются весьма упрощенно. Разговор идет, в основном, лишь об оценке индивидуальных достижений обучающихся и о процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
На сегодняшний день модель системы оценки качества образования в системе дополнительного профессионального образования является частью системы обеспечения образовательной политики в вопросах контроля и управления качеством образования в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)» (ВШИМ). Политика повышения привлекательности образовательного учреждения дополнительного профессионального образования в сочетании с более качественным управлением своими ресурсами является важной для руководства каждого образовательного учреждения, впрочем, как и для всей системы образования.
В системе дополнительного профессионального образования потребитель играет в процессе образования инициативную роль, а также на степень его удовлетворенности. Значимость удовлетворенности потребителей как важного показателя качества образовательных услуг определяет лояльность потребителей. Лояльность потребителей образовательных услуг выражается, в первую очередь, в наборе студентов и сохранении его состава, численности и т.д. Это аргументируется тем, что степень и уровень сохранности потребителей служит самым точным критерием качества, отражающим способность организации удерживать своих клиентов, непрерывно обеспечивая их желаемой ценностью. Таким образом, удовлетворенность потребителей образовательных услуг выступает как показатель качества образования и фактор, способствующий повышению качества образовательной услуги.
Для выявления наиболее проблемных сфер оказания образовательных услуг, а также отслеживание динамики показателей для обеспечения повышения доступности качественных образовательных услуг ежегодно в ВШИМ проводится исследование по выявлению удовлетворенности условиями и качеством образования среди слушателей профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации. В отличие проводимых ранее исследований, в последние 3 года в опросе принимали участие работодатели и заказчики.
Исследование проводится путем проведения исследования в форме анкетирования слушателей:
-анкета по выявлению индивидуальных потребностей слушателей;
-анкета для работодателей по выявлению удовлетворенности профессиональным образованием.
Исследование проводится как системный процесс постоянного научно-исследовательского наблюдения за текущей ситуацией исследуемого объекта в образовании для последующего анализа, корректировки и прогнозирования. Этот процесс обеспечивает постоянное наблюдение за системой образования, накопления данных и информации, формирование учетных записей и базы данных, прогнозирование будущих решений, а также дает возможность оперативно реагировать на проблемы системы образования. Он предполагает использование программы мониторинга, применение специальных показателей и критериев оценки, причем обязательно одних и тех же на протяжении всего периода мониторинга.
Субъектом исследования являются слушатели программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, обучившиеся с 2013 по 2015 годы. В мониторинге приняло участие 1696 человек, возвратность анкет составила 68,2%, из них по годам:
В 2013 году – 427 респондентов, что составляет 77,8% от количества опрошенных слушателей (549 человек);
В 2014 году – 550 респондентов, что составляет 77,4 % от количества опрошенных слушателей (549 человек);
В 2015 году – 348 респондентов, что составляет 54,6% от количества опрошенных слушателей (637 человек);
Вопросы анкеты дают возможность выявить степень удовлетворённости обучающихся образовательным процессом по следующим критериям:
- удовлетворенность организационной стороной курсов повышения
квалификации;
- удовлетворенность содержательной стороной курсов повышения квалификации;
- удовлетворенность материально-техническим обеспечением.
Мониторинг удовлетворенности слушателей образовательным процессом ВШИМ на курсах повышения квалификации за 2013-2015 годы показывает, что организация курсов повышения квалификации в Институте в целом соответствует требованиям, в соответствии с которыми доля удовлетворенных должна быть на уровне 70%.
Замечания, высказанные слушателями в указанный период, схожи по существу, что указывает на недостаточность мер по их устранению либо невозможность их устранения в силу обстоятельств, независящих от персонала института.
Большинство слушателей отмечают актуальность и хорошую организацию курсов, точность времени проведения, времени начала лекций, четкую работу, компетентность и вежливость кураторов курсов, доброжелательность специалистов, высокий профессионализм лекторов.
Предложения и замечания, как правило, учитываются в дальнейшей работе.
В результате проделанных мероприятий по устранению выявленных по итогам исследования недостатков в организации учебного процесса, а также, мероприятий по совершенствованию деятельности ВШИМ по предоставлению образовательных услуг за последние три года, наблюдается увеличение количества привлеченных слушателей на программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации на 10%. Кроме того, за последний год (2015) степень удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг вырос на 9%.
Таким образом, можно сделать выводы, что проводимое во ВШИМ исследование по выявлению удовлетворенности качеством образовательных услуг и последующий анализ, корректировка и прогнозирование будущих решений по результатам исследования способствуют повышению качества образования в образовательном учреждении, тем самым, повышается уровень удовлетворенности потребителем качеством образования и конкурентоспособности учебного заведения в целом.