Одна из основных задач, стоящих перед образовательным сообществом на сегодняшний день – это совершенствование управления качеством образования. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи играет педагогический мониторинг. Профессиональная деятельность будущего специалиста в современном обществе предполагает профессиональную мобильность, творческую самореализацию, владение профессиональным общением, умение применять технологии, брать на себя ответственность за решение задач. Современному обществу необходимы такие работники в системе образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Как философская категория качество определяется как существенная определённость предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов, характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. Качество неотделимо от образования и должно охватывать все его составляющие. В Национальной доктрине образования РФ качество образования определяется через следующие положения:
-создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для качественного образования на всех уровнях;
- индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
- конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Педагогический аспект повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе направлен на рассмотрение его как результата образовательного процесса, отвечающего запросам личности студента
и социального заказа. Вузу необходимо готовить работников, подготовленных к творческой деятельности, способных к высокоинтенсивному труду,
к осуществлению непрерывного профессионального образования. Это все говорит о новом подходе к профессиональной подготовке студентов, отказе от сведения этого процесса только — к усвоению знаний, умений и навыков, что обусловливает необходимость формирования у студентов профессиональных качеств, обеспечивающих успешное выполнение конкретных функций, связанных с будущей профессией.
Одна из важных задач, решение которой направлено на обеспечение улучшения качества подготовки специалистов в вузе — это оценка качества получаемого каждым образования, согласованная с системой научных знаний и профессиональных задач в выбранной специализации, а также оценка возможности изменения системы образования, обеспечивающей улучшение его качества. Такой подход учитывает качество различных составляющих педагогического процесса:
-качество образовательной программы;
-качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
-качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения — качества потенциала абитуриентов, на выходе — качества потенциала выпускников);
-качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.);
-качества образовательных технологий;
-качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);
-качество мониторинга образования в ВУЗе.
Важная составляющая оценки качества образования - это стабильность получаемых результатов и их достоверность. Каждой образовательной организации необходимо обратить внимание на подтверждение итоговых оценок результатами независимой диагностики и сделать соответствующие выводы.
Педагогический институт СВФУ организует процессы мониторинга и оценки качества образования непрерывно в течение каждого семестра, используя различные групп измерителей качества: опросы оценки качества образования, оценка результатов обучения преподавателем, социологические опросы, тестирования и т.д. Исследования по проблеме востребованности выпускников вуза на рынке образовательных услуг показало достаточный высокий уровень: из 152 выпускников 2016 г. трудоустроились 96% по полученной специальности. Так же проводится мониторинг по отдельным дисциплинам 1 курса, текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации студентов, контроля остаточных знаний.
Учитывая выше сказанное, примем следующее рабочее определение. Качество образования - совокупность характеристик различных аспектов образовательной деятельности образовательной организации, соответствующих целям и результатам государственного стандарта, социальным требованиям, познавательным и иным возможностям всех обучающихся. Постоянный мониторинг с целью хода процесса обучения и своевременные корректирующие действия - это и есть управление образовательным процессом. Если управление отсутствует, то итоговый контроль становится непредсказуемым и в значительной степени неэффективным.