Поскольку современный рынок труда диктует свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности, то работодатель оценивает не только уровень полученной специалистом квалификации, но и способность его к саморазвитию. Как считают О.А. Винокурова, Т.В. Хасия и др., общество испытывает большую потребность в подготовке квалифицированных специалистов с таким способом жизнедеятельности, которая характеризуется готовностью к непрерывному самосовершенствованию.
В связи с этим, одной из приоритетных задач в реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования является компетентностный подход к подготовке специалистов. Компетентностный подход нацелен на то, чтобы основной ценностью обучения стало не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений и навыков, которые позволяли бы им самостоятельно определять свои цели, принимать решения и действовать как в типичных, так и в нестандартных ситуациях [2, с.7].
Разработанная нами компетентностно - ориентированные задания в составе контрольно - оценочных средств (КОС) для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.02, дает возможность студентам самостоятельно решить задания на основе теоретических знаний по МДК 02.01 и МДК 02.02. Преимущество состоит в том, что выполнение заданий требует от студента способности к творческой деятельности, применения знаний в незнакомой ситуации с элементами поисковой и исследовательской деятельности, требующих алгоритма профессиональных действий. В составе КОС более 100 вариантов различных компетентносто - ориентированных заданий. При их выполнении студентам разрешается использование справочных системам «Консультант Плюс», «Гарант», которые также закрепляют необходимые для будущего специалиста навыки самостоятельного поиска информации с использованием компьютерных технологий.
Данная форма КОС является наиболее продуктивной, объективной и удобной для оценки освоения ПК. При сравнительном анализе формы, традиционно используемой на квалификационном экзамене (экзаменационные билеты) и той, которая разработана с учетом современных требований профессионального обучения, видны явные преимущества последней. Практика показала, что квалификационный экзамен, в котором используется решение компетентностно - ориентированных заданий, позволяет объективно оценить уровень овладения профессиональными компетенциями по профессиональному модулю ПМ.02.
При подготовке ответа студенты должны знать не только наименование мер социальной поддержки семей с детьми федерального, регионального уровней, но и нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти, которым они утверждены. Очень важно знать и о том, что размеры выплат регулярно индексируются и корректируются. Например, студент должен знать, что в Республике Саха (Якутия) есть такая мера поддержки как «Республиканский материнский капитал «Семья», которая выплачивается при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01 января 2011 г. Каждое выполнение задания требует от студента, помимо понимания разделения полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в части социальной поддержки различных категорий граждан, знаний действующего на текущий момент перечня мер социальной поддержки семей с детьми и их размера.
Таким образом, применение компетентностно - ориентированных заданий в составе контрольно – оценочных средств позволяет объективно оценить уровень развития профессиональных компетенций по программе профессионального модуля.