Полный текст статьи
Печать

Поскольку современный рынок труда  диктует свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности, то работодатель оценивает не только уровень полученной специалистом квалификации, но и способность его к саморазвитию. Как считают  О.А. Винокурова, Т.В. Хасия  и  др., общество испытывает большую потребность в подготовке квалифицированных специалистов с таким способом жизнедеятельности, которая характеризуется готовностью к непрерывному самосовершенствованию.

В связи с этим, одной из приоритетных задач в реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  является  компетентностный  подход к подготовке специалистов. Компетентностный подход нацелен на то, чтобы основной ценностью обучения стало не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений и навыков, которые позволяли бы им самостоятельно определять свои цели, принимать решения и действовать как в типичных, так и в нестандартных ситуациях [2, с.7].

Разработанная нами компетентностно - ориентированные задания в составе   контрольно - оценочных  средств (КОС) для  квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.02, дает возможность студентам самостоятельно решить задания на основе  теоретических знаний по МДК 02.01 и МДК 02.02. Преимущество состоит в том, что выполнение заданий требует от студента способности к творческой деятельности,  применения знаний  в незнакомой ситуации с элементами поисковой и исследовательской деятельности, требующих алгоритма профессиональных действий. В составе КОС  более 100 вариантов  различных компетентносто - ориентированных заданий.  При их выполнении студентам разрешается использование справочных системам «Консультант Плюс», «Гарант», которые также закрепляют необходимые для будущего специалиста навыки самостоятельного поиска информации с использованием  компьютерных технологий.

Данная  форма  КОС  является  наиболее  продуктивной, объективной и удобной для оценки освоения ПК. При сравнительном анализе формы, традиционно  используемой  на  квалификационном экзамене  (экзаменационные  билеты)  и  той,  которая  разработана с учетом современных  требований  профессионального  обучения, видны явные преимущества  последней.  Практика показала, что квалификационный экзамен,  в котором используется решение компетентностно - ориентированных  заданий,  позволяет  объективно оценить уровень овладения профессиональными компетенциями по профессиональному модулю ПМ.02.

 При подготовке ответа студенты должны знать не только наименование мер социальной  поддержки семей с детьми федерального, регионального  уровней, но и нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти, которым они утверждены. Очень важно знать и о том, что размеры выплат регулярно индексируются и корректируются. Например, студент должен знать, что в Республике Саха (Якутия) есть такая мера поддержки как «Республиканский материнский капитал «Семья», которая выплачивается при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01 января 2011 г.  Каждое выполнение  задания требует от студента, помимо понимания разделения полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в части социальной поддержки различных категорий граждан, знаний  действующего на текущий момент перечня мер социальной поддержки семей с детьми  и их размера.

Таким образом,  применение  компетентностно - ориентированных заданий в составе контрольно – оценочных средств позволяет объективно оценить уровень развития профессиональных компетенций по программе профессионального модуля.