Полный текст статьи
Печать

От профессиональных навыков будущих педагогов зависят социальное, личностное развитие подрастающего поколения, качество обучения и воспитания, именно качества профессионального роста  педагогов заключается не только в повышении предметных и профессионально-педагогических знаний, но и ориентировании на профессионально-личностное развитие. 

Современный педагог испытывают большую загруженность,  недостаток времени для осуществления трудовых процессов и именно одним из таких факторов является организационная компетентность.  Именно научиться эффективно управлять собой, своими возможностями – это не простая задача, однако, при помощи использования определённых технологий, и она может быть успешно решена.  На наш взгляд, знание технологии самоменеджмента поможет рационально организовать  свою деятельность будущим педагогам, уменьшить влияние стрессовых ситуаций, максимально использовать свои возможности в работе и научи­ться находить время на отдых.

Что касается вопросов профессионально-личностного развития, то его  определяют как количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности. Тем самым оно затрагивает рост, становление, интеграцию и реализацию личностных качеств и способностей, знаний и умений в педагогической деятельности [12].

Вопросы, связанные с профессиональным самоменеджментом, нашли отражение в работах отечественных ученых Е.В. Илларионовой,                     П.Г. Перервой, А.А. Сакун, К.И. Варламова и зарубежных специалистов           Ф. О’Коннелл, С. Кови, Дж. Моргенстерна.

В литературе введутся разночтения в понятиях «тайм-менеджмент» и «самоменедежмент». Так, П.Г. Перерва объединяет понятия самоменеджмент и тайм-менеджмент. Л. Зайверт, П.Г. Перерва определяют самоменеджмент или тайм-менеджмент как последовательное, целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей [5,13].              А.А. Сакун, считает, наоборот, тайм-менеджмент часть самоменеджмента и основывается на использование проверенных методов и навыков в повседневной практике, для оптимизации и регулирования своего времени и повышения эффективности работы [16]. Тайм-менеджмент определяют как планирование, организация, распределения и контроль за использованием рабочего времени с учетом повышения эффективности работы отдельных подразделений и организации в целом [15].  Он может выступать как инструмент планирования своего настоящего, которое неразрывно связанно с будущим. Необходимо сначала понять свои психофизиологические особенности восприятия времени, а потом учитывать при  организации времени [8].

Концепция самоменеджмента, основанная на идее ограничений, предложена М. Вудкоком и Д. Френсисом. Авторы полагают, что внимание нужно акцентировать на то, что препятствует полной реализации всех возможностей. Устраняя препятствия можно увеличить качество процесса и поверить в реальность перемен в самом себе [3].

Отечественные ученые уделяют внимание прикладному, практическому характеру концепцию самоменеджмента. Л.В. Карпичева рассматривает самоменеджмент как совокупность социальных и человековедческих технологий [10]. Самоменеджмент, построенная на идее культуры деловой жизни, достижение которой и является целью самоменеджмента, была предложена А.Т. Хроленко [18]. В.И. Андреева обращает внимание на стремлении к саморазвитию творческой личности. Центральной идеей является творческий характер личности, т.е. личности, способный к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном или нескольких видах профессионально-творческой деятельности [1].

Управлять личной и профессиональной жизнью, повышать профессиональную компетентность, преодолевать разные обстоятельства с меньшими затратами, внутреннее развитие, целеустремленность достигается за счет использования методов самоменеджмента.

Одним из главных факторов, определяющий успех профессионально-личностного развития, является рационально выбранный метод обучения. В настоящее время разработано огромное количество разнообразных методов и форм обучения сотрудников. Условно методы обучения можно разделить на четыре группы: комплексное обучение;  обучение в ходе выполняемых работ,   т.е. обучение на рабочем месте;  комбинированное обучение; самообучение и самосовершенствование [4].

Обучению профессиональному самоменеджменту может быть индивидуальным, коллективным и самостоятельным. Самоменеджмент регулирует работу педагога не только в достижении собственных целей, но и всего коллектива. Для принятия решений, реализации и организации существуют методы самоменеджмента, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методы обучения самоменеджменту

Метод

Содержание

Результат

1

Хронометраж

Метод измерения и фиксации времени

Выявление и устранение «поглотителей времени», рациональное планирование

2

«Альпы»

Составления списка дел дня с определением их приоритетов.

Четкое представление о предстоящих задачах, планирование дня

3

Принцип Парето

Распределение деятельности по правилу: 20%-усилия, 80%-результат

Концентрация на важные и результативные дела

4

«Помидор»

Организация работы на 25 мин с перерывами (3-4 мин)

Планирование деятельности

5

Принцип Эйзенхауэра

Расстановка приоритетов: «важное, срочное», «важное, не срочное», «не срочное, важное», «не срочное, не важное»

Системная организация работы

 

По мнению Г.А. Архангельского наиболее сложная задача в обучении – закрепление результатов. Можно давать новые знания на лекциях, семинарах, но в условиях неизменного окружения, привычные, ежедневные методы работы затягивают назад [2].

Искусство управления временем и одно из самых эффективных средств как личностного, так и корпоративного развития. Ф. О'Коннелл предлагает систему тестов и упражнений, которые можно использовать как самоучитель [17]. Одним из методов является метод «Помидора», который предполагает разбиение задач на 25-минутные периоды, называемые «помидоры», сопровождаемые короткими перерывами [7]. Другой метод – хронометраж. Данный метод  изучает затраты времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий. Для того чтобы провести хронометраж, рекомендуется записывать все свои дела с точностью до 5-10 минут, для начального этапа можно на две недели [19]. Метод «Альпы» предназначен для составления списка дел дня с фиксированием приоритетов и состоят из пяти стадий: 1) составление заданий; 2) оценку длительности планируемых действий; 3) резервирование времени (в соотношении 60:40); 4) принятие решений по приоритетам и перепоручению отдельных операций; 5) контроль (учет несделанного) [14]. Принцип Парето или принцип 20/80. В наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Этот принцип заключается в том, что необходимо выделить 20%, которые могут дать самый максимальный результат [6].  Другим методом обучения самоменеджменту является выявление и устранение «поглотителей времени». Поглотители времени являются любые факторы, объекты и предметы, которые мешают или отвлекают от целевого применения времени. Их можно разделить на такие группы как контролируемые и неконтролируемые, прогнозируемые и непрогнозируемые [20].

Для достижения эффективных результатов работы используется коллективный менеджмент в разных сферах деятельности. Главное значение коллективного решения проблем заключается в активизации всех сотрудников, нахождению оптимальных и быстрых решений задач [11].

Самоменежмент инноваций учителя осуществляется через научно-методические работы, взаимопосещения уроков, разработки и реализации проектов, введение порфтолио и саморазвитие. Одним из самых используемых форм в профессиональной деятельности учителя для саморазвития является работа над научно-методическим проблемами, задачами [9].

Не существует универсальных, быстродействующих методов управления временем. Необходимо пробовать и применять разные методы и правила и составить собственную технологию, которая будет эффективной.