От профессиональных навыков будущих педагогов зависят социальное, личностное развитие подрастающего поколения, качество обучения и воспитания, именно качества профессионального роста педагогов заключается не только в повышении предметных и профессионально-педагогических знаний, но и ориентировании на профессионально-личностное развитие.
Современный педагог испытывают большую загруженность, недостаток времени для осуществления трудовых процессов и именно одним из таких факторов является организационная компетентность. Именно научиться эффективно управлять собой, своими возможностями – это не простая задача, однако, при помощи использования определённых технологий, и она может быть успешно решена. На наш взгляд, знание технологии самоменеджмента поможет рационально организовать свою деятельность будущим педагогам, уменьшить влияние стрессовых ситуаций, максимально использовать свои возможности в работе и научиться находить время на отдых.
Что касается вопросов профессионально-личностного развития, то его определяют как количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности. Тем самым оно затрагивает рост, становление, интеграцию и реализацию личностных качеств и способностей, знаний и умений в педагогической деятельности [12].
Вопросы, связанные с профессиональным самоменеджментом, нашли отражение в работах отечественных ученых Е.В. Илларионовой, П.Г. Перервой, А.А. Сакун, К.И. Варламова и зарубежных специалистов Ф. О’Коннелл, С. Кови, Дж. Моргенстерна.
В литературе введутся разночтения в понятиях «тайм-менеджмент» и «самоменедежмент». Так, П.Г. Перерва объединяет понятия самоменеджмент и тайм-менеджмент. Л. Зайверт, П.Г. Перерва определяют самоменеджмент или тайм-менеджмент как последовательное, целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей [5,13]. А.А. Сакун, считает, наоборот, тайм-менеджмент часть самоменеджмента и основывается на использование проверенных методов и навыков в повседневной практике, для оптимизации и регулирования своего времени и повышения эффективности работы [16]. Тайм-менеджмент определяют как планирование, организация, распределения и контроль за использованием рабочего времени с учетом повышения эффективности работы отдельных подразделений и организации в целом [15]. Он может выступать как инструмент планирования своего настоящего, которое неразрывно связанно с будущим. Необходимо сначала понять свои психофизиологические особенности восприятия времени, а потом учитывать при организации времени [8].
Концепция самоменеджмента, основанная на идее ограничений, предложена М. Вудкоком и Д. Френсисом. Авторы полагают, что внимание нужно акцентировать на то, что препятствует полной реализации всех возможностей. Устраняя препятствия можно увеличить качество процесса и поверить в реальность перемен в самом себе [3].
Отечественные ученые уделяют внимание прикладному, практическому характеру концепцию самоменеджмента. Л.В. Карпичева рассматривает самоменеджмент как совокупность социальных и человековедческих технологий [10]. Самоменеджмент, построенная на идее культуры деловой жизни, достижение которой и является целью самоменеджмента, была предложена А.Т. Хроленко [18]. В.И. Андреева обращает внимание на стремлении к саморазвитию творческой личности. Центральной идеей является творческий характер личности, т.е. личности, способный к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном или нескольких видах профессионально-творческой деятельности [1].
Управлять личной и профессиональной жизнью, повышать профессиональную компетентность, преодолевать разные обстоятельства с меньшими затратами, внутреннее развитие, целеустремленность достигается за счет использования методов самоменеджмента.
Одним из главных факторов, определяющий успех профессионально-личностного развития, является рационально выбранный метод обучения. В настоящее время разработано огромное количество разнообразных методов и форм обучения сотрудников. Условно методы обучения можно разделить на четыре группы: комплексное обучение; обучение в ходе выполняемых работ, т.е. обучение на рабочем месте; комбинированное обучение; самообучение и самосовершенствование [4].
Обучению профессиональному самоменеджменту может быть индивидуальным, коллективным и самостоятельным. Самоменеджмент регулирует работу педагога не только в достижении собственных целей, но и всего коллектива. Для принятия решений, реализации и организации существуют методы самоменеджмента, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методы обучения самоменеджменту
№ |
Метод |
Содержание |
Результат |
1 |
Хронометраж |
Метод измерения и фиксации времени |
Выявление и устранение «поглотителей времени», рациональное планирование |
2 |
«Альпы» |
Составления списка дел дня с определением их приоритетов. |
Четкое представление о предстоящих задачах, планирование дня |
3 |
Принцип Парето |
Распределение деятельности по правилу: 20%-усилия, 80%-результат |
Концентрация на важные и результативные дела |
4 |
«Помидор» |
Организация работы на 25 мин с перерывами (3-4 мин) |
Планирование деятельности |
5 |
Принцип Эйзенхауэра |
Расстановка приоритетов: «важное, срочное», «важное, не срочное», «не срочное, важное», «не срочное, не важное» |
Системная организация работы |
По мнению Г.А. Архангельского наиболее сложная задача в обучении – закрепление результатов. Можно давать новые знания на лекциях, семинарах, но в условиях неизменного окружения, привычные, ежедневные методы работы затягивают назад [2].
Искусство управления временем и одно из самых эффективных средств как личностного, так и корпоративного развития. Ф. О'Коннелл предлагает систему тестов и упражнений, которые можно использовать как самоучитель [17]. Одним из методов является метод «Помидора», который предполагает разбиение задач на 25-минутные периоды, называемые «помидоры», сопровождаемые короткими перерывами [7]. Другой метод – хронометраж. Данный метод изучает затраты времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий. Для того чтобы провести хронометраж, рекомендуется записывать все свои дела с точностью до 5-10 минут, для начального этапа можно на две недели [19]. Метод «Альпы» предназначен для составления списка дел дня с фиксированием приоритетов и состоят из пяти стадий: 1) составление заданий; 2) оценку длительности планируемых действий; 3) резервирование времени (в соотношении 60:40); 4) принятие решений по приоритетам и перепоручению отдельных операций; 5) контроль (учет несделанного) [14]. Принцип Парето или принцип 20/80. В наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Этот принцип заключается в том, что необходимо выделить 20%, которые могут дать самый максимальный результат [6]. Другим методом обучения самоменеджменту является выявление и устранение «поглотителей времени». Поглотители времени являются любые факторы, объекты и предметы, которые мешают или отвлекают от целевого применения времени. Их можно разделить на такие группы как контролируемые и неконтролируемые, прогнозируемые и непрогнозируемые [20].
Для достижения эффективных результатов работы используется коллективный менеджмент в разных сферах деятельности. Главное значение коллективного решения проблем заключается в активизации всех сотрудников, нахождению оптимальных и быстрых решений задач [11].
Самоменежмент инноваций учителя осуществляется через научно-методические работы, взаимопосещения уроков, разработки и реализации проектов, введение порфтолио и саморазвитие. Одним из самых используемых форм в профессиональной деятельности учителя для саморазвития является работа над научно-методическим проблемами, задачами [9].
Не существует универсальных, быстродействующих методов управления временем. Необходимо пробовать и применять разные методы и правила и составить собственную технологию, которая будет эффективной.