Полный текст статьи
Печать

Общее историческое прошлое народов России подвергается сегодня преднамеренным фальсификациям, с целью разрушения исторической памяти, внесения общественного расскола особенно среди молодежи, к которым относятся наши студенты. Главной целью фальсификаторов истории является изменение внутреннего мира молодых россиян, не поддающегося воспитанию и перевоспитанию.

Долгое время считалось, что история имеет только научное обоснование и воспитательное значение. Преподаватель истории должен учитывать возрастные особенности, социальные и духовные потребности молодежи до 21 года, которые не любят назидательности, долгих нравоучений, а хотят сразу ясных четких знаний. Должна быть задета их душа. С первых уроков необходимо дать представление об истории как науки, вида общественного сознания и элемента общества.

Уроки истории призваны изменить внутренний мир человека, помочь найти свое место в этом мире, стать патриотом Родины, честным гражданином государства и полноправным членом российского общества.

Не все студенты, обучающиеся по различным специальностям, воспринимают УД «История» как важную, значимую или полезную для жизни человека. В ходе проведения устного опроса выясняется следующая картина:

- баллы по ЕГЭ выпускников школ, сдавших экзамены по истории и обществознании, ставших студентами нашего техникума составляет от 32 до максимум 42 баллов;

- на вопрос «Кому не нравились уроки истории в школе?» в каждой учебной группе поднимают руки от 3 до 8 человек. 

Указывают на разные причины неприятия от межличностных взаимоотношений с учителем до обилия хронологических данных. Некоторые считают, что данные занятия по истории не удовлетворяют их корыстным интересам.

Для эффективного преподавания и инициация мотивации у студентов по УД «История»  педагог, должен решить следующие проблемы:

- осознать, что история имеет три функции: научную, мировоззренческую и социальную;

- понимание истории преподавателем не только как научной дисциплины, но и как вида общественного сознания, и как социального элемента общества;

- найти оптимальное соотношение между тремя функциями истории при преподавании УД.

Организация учебного процесса по УД «История» в техникуме начинается с урока на тему «Введение в учебную дисциплину», в ходе которого сразу проводится устный опрос «Кто в это году сдавал экзамены ЕГЭ по истории и обществознанию?». Далее преподаватель задает вопрос «Кому не нравились уроки истории?». Далее в «В чем причина?».

Первый урок строится как попытка ответить на вопрос «Что такое История?». На это вопрос студенты сами находят ответ, что История — это:

  • История всего человечества;
  • История государств, стран и народов;
  • История общества и развития общественных отношений.

Для закрепления первого урока студентам дается самостоятельная работа  на тему «Что дает человеку познание истории?». При выполнении данной работы и выступления перед аудиторией студенты незаметно для себя и однокурсников выполняют очень важную работу — обнаруживается все функции истории, полезность для становления личности.

Преподаватель истории для решения поставленной цели и решения выдвинутых задач  использует следующие методы обучения:

  • иллюстративный метод;

При работе со студентами используются следующие формы обучения:

  • проведение лекции в форме беседы;
  • обучение технологии публичного выступления;
  • сдача самостоятельных работ только в форме выступления перед аудиторией.

Таким образом, студентами происходит осознание необходимости познания истории. Они видят, что исторические процессы, происходившие в нашей стране, затронули каждую семью, что история находится рядом, ты — сам, тоже очевидец, участник исторического процесса. 

Педагогический опыт показывает, что преподаватель должен рассматривать преподаваемый предмет не только как научную дисциплину, но и как вид общественного сознания, и как важный сплачивающий элемент общества, способствующего раскрытия познавательных возможностей студентов, с целью повлиять на его внутренний мир.