Полный текст статьи
Печать

В рамках перехода учебных заведений на государственные стандарты третьего поколения возникла необходимость формирования у студентов профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной специальности, профессионального и карьерного роста.

Среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания,— вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной.

Мысль о том, что обучающийся должен быть активен в обучении, известна в педагогике с давних времен. Еще Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов (отсюда сократический метод проведения беседы). С тех пор педагоги часто возвращались к проблеме активности обучающихся. В современной педагогике общеобразовательной школы многие исследователи посвятили свои работы этой проблеме (А. М. Арсеньев, Н. К Гончаров, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. И. Махмудов, Н. А. Половникова, М. Н. Скаткин и другие).

Особое значение в активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности студентов. Психологов, педагогов и преподавателей постоянно волновал вопрос о том, какими путями, методами достигается усвоение знаний, как развивать творческую активность обучающихся. Поэтому в процессе развития педагогики и практики обучения исследователи кропотливо отбирали и проверяли наиболее эффективные формы, методы, приемы и средства обучения.

В  Сунтарском технологическом колледже в обучении применяется модульная программа «Управление ассортиментом товаров». Он включает в себя МДК 01.01 «Основы управления ассортиментом товаров».

С целью выявления мотивации познавательной интереса у студентов проведен опрос среди студентов-выпускников. По полученным результатам выявлено, что общеобразовательная деятельность мотивируется познавательными интересами более 40% студентов первого курса. У значительной части 48% обучающихся нет интереса к содержательной стороне профессиональных знаний. Теоретические познавательные интересы, как самоцель, наблюдаются среди студентов лишь в 12% случаев.

В связи с этим на занятиях используются технологии проблемного обучения, в которых успешно развиваются познавательные способности студентов, формируются навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как индивидуальность и самостоятельность.

Также с целью повышения качества образования разработан проект, который нацеливает на эффективность внедрения новых идей, методов изучения качества товаров, исследований на практике. Инновационный подход заключается в том, что удовлетворяет потребности социальных партнеров, формирует новые общие и профессиональные компетенции, удовлетворяет потребности студентов в получении новых рабочих профессий. Этот проект позволяет получить новую информацию и материал непосредственно с рабочих мест и применять полученную информацию на занятиях, на учебной и производственной практике.

Внедрение проекта способствует сформировать новые профессиональные компетенции для студентов – выпускников:

- применять полученные теоретические и практические знания при организации и осуществлении профессиональной деятельности в области товароведения и экспертизы товаров;

- способствовать обеспечению эффективной коммерческой деятельности путём управления ассортиментом с целью оптимального его формирования, управлением качеством товаров и осуществления его контроля, идентификации товаров и выявления их фальсификации, регулирования процессов транспортирования и хранения;

- осуществлять и развивать деловые связи с поставщиками;

- принимать своевременные и обоснованные решения по вопросам, входящим в компетенцию товароведа.

Овладев необходимыми знаниями и умениями и получив диплом государственного образца, выпускники, получившие рабочую профессию могут успешно работать в торговле, государственных органах по контролю за качеством и безопасностью потребительских товаров, в лабораториях экспертной службы, отделах экспертиз Торгово-промышленной Палаты, органах независимой экспертизы или продолжить обучение в Вузах.

В товароведении всегда существовали и будут существовать «вечные» проблемы — изучение новых то­варов и новых потребительских свойств уже известных това­ров с учетом последних достижений товароведной и смежных наук. С изменением социально-экономических условий некото­рые проблемы вновь становятся злободневными и требуют но­вых подходов. К таким проблемам относится в первую очередь идентификация товаров для обнаружения и/или предупрежде­ния их фальсификации.
Современный этап развития науки характеризуется ин­теграцией научных знаний различных отраслей и использование компьютерных технологий. Эта про­блема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов — то­вароведения пищевых продуктов и товароведения непродо­вольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основопо­лагающие характеристики всех товаров независимо от их на­значения и применение полученного материала на учебной и производственной практике.

Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности студентов в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание обучающихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу занятия и, особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.

Студенты, обучающиеся по  специальности среднего профессионального образования 100701 « Товаровед-эксперт» получают фундаментальные знания в области стандартизации, подтверждения соответствия и метрологии, безопасности товаров, товароведения и экспертизы и оценки конкурентоспособности однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также овладевают основами экономики предприятия, организации и управления коммерческой деятельности, финансов, информационных систем, бухгалтерского учета и аудита, маркетинга, товарного менеджмента, логистики.

В данной работе нами были сделаны следующие выводы:

1) развитие познавательной активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя, а также личного опыта самого студента;

2) источниками познавательной активности могут быть:

- содержание учебного материала,

- процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

- резервы личности студента и преподавателя;

3) формами проявления познавательной активности на занятии являются:

- самостоятельность;

- индивидуальное творчество;

4) условиями формирования познавательной активности являются:

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Длительное наблюдение, изучение литературы, эксперимент, теоретические исследования в данной дипломной работе позволяют определить следующие методы, без которых не может быть эффективной работы по стимулированию познавательной деятельности студентов:

— обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач процесса обучения;

— педагогически правильное использование принципов дидактики: научности, связи теории с практикой, активности и сознательности, индивидуального подхода, проблемности, профессиональной направленности обучения, связи учебной работы с научной, общественной деятельностью студентов;

— обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной атмосферы;

— динамичность, разнообразие приемов, средств обучения (преподавания и учения), их направленность на развитие активной познавательной деятельности студентов;

— ориентирование студентов на систематическую самостоятельную работу над материалом во внеаудиторное время и правильная организация самостоятельной работы, обеспечение регулярности, повышение эффективности контроля и оценки знаний, умений и навыков (особенности текущего контроля);

— комплексное, педагогически целесообразное использование современных технических средств;

— использование системы психологических и педагогических стимуляторов активной учебной деятельности студентов.

Разработанные методы способствует включению студентов в учебную работу, содержащую определенные элементы по развитию познавательной деятельности студентов.

Конечный результат усилий преподавателя заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия преподавателя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.