Полный текст статьи
Печать

Современный учащийся знает много, но поток научной информации все растет. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения спорных проблем. Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в основном виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания школьных предметов, так и знание логической системы приемов их решения, т.е. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Программа «Технология творчества» призвана сформировать системно-логическое мышление учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), что позволит:

  • Сформировать системно-логическое мышление учащихся,
  • Решать на более высоком уровне социальные, культурологические бытовые проблемы и т.д.
  • Показать потенциальные возможности интеллектуальной деятельности учащихся.

Содержание программы «Технология творчества», построенной на основе ТРИЗ, не просто ставит обучающимся проблемы, но и предлагает конструктивные пути их решения, развивает творческую активность и способствует лучшему освоению учебного материала.

Изучение ТРИЗ позволяет обучающимся понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п., всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

Для получения оптимального результата на уроках литературы используются следующие приемы ТРИЗ:  

- Удивляй! Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу.  Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной. Например, для того, чтобы привлечь внимание учащегося к учебному материалу на уроках литературы, используются интересные факты биографии отдельного писателя (поэта), которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах. Учитель не просто читает (рассказывает) удивительные истории, его цель – через анализ этих материалов добиться более глубокого понимания особенности той эпохи, личности поэта, его творчества.

 Лови ошибку! Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. В старших курсах об опасностях подстерегающих ошибок следует предупреждать лишь первое время. В последствие старшекурсники готовы услышать и увидеть ошибку без предупреждения.

Рекомендация. Этот прием примечателен тем, что преподаватель преднамеренно делает ошибку, и ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учащихся есть аргументированный способ доказать, что вы не правы.

Пресс-конференция. Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие вопросы. Попутно или в конце урока обсудить с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Заранее следует рассказать ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение задания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Дополнительно можно: провести конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный), самый оригинальный вопрос; организовать попарный взаимовопрос учеников по наработанным ими вопросам; использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.

Своя опора. Ученик составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть полный ответ по теме или развернутый план ответа. Как работать со своей опорой. Есть два варианта. Ученики в паре объясняют друг другу материал по своей опоре. Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа. Работа в малых группах, обмен опорами, анализ, замечания. Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.

Метод морфологического анализа. Морфологический – относящийся к морфологии, касающийся внешнего вида, формы и строения. Морфология – изучение формы и строения. Этот метод используется для составления таблиц. В результате анализа данных таблицы делаются выводы: какие литературоведческие термины повторить, какие вспомнить (или перечитать) произведения. Такой таблицей очень удобно пользоваться.

Мозговой штурм.Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (УМШ). Этот прием тренирует умение кратко и четко выражать свои мысли, участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей.

 Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Например, очень эффективным способом закрепления знаний является домашняя работа по дополнению материала по теме урока, особенно вводных уроков. Для того чтобы провести такую работу, тетрадный лист делят на две равные части. В одной части будут содержаться сведения, сообщенные преподавателем, в другой – тот дополнительный материал, который учащиеся (по заданию преподавателя или самостоятельно) найдут сами.

Подготовка к докладу. Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.

Таким образом, каждое занятие предполагает решение учащимися изобретательских задач и проблем на разных уровнях творчества. Для выявления уровней развития системно-логического мышления (начальный, минимальный, средний, продвинутый, высокий) результаты деятельности изучаются и анализируются педагогом, выявляются потенциальные возможности дальнейшей интеллектуальной деятельности учащихся.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. С каждым занятием объем информации по темам за счёт анализа и решения новых задач увеличивается и усложняется. Второй год изучения курса позволяет обучающимся повторить пройденный материал, расширить и систематизировать новые знания, создать собственный фонд изобретательских задач.

Применяя технологию ТРИЗ можно добиться лучших результатов в усвоении учебного материала, даёт возможность обучающимся  мыслить и взглянуть на поставленные задачи нестандартно, развивает логику, формирует творческое мышление.