Полный текст статьи
Печать

В последнее  время в современной системе высшего педагогического образования произошли большие изменения, связанные с его интеграцией в международное образовательное пространство. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования обеспечивает вариативность образовательных программ и повышение качества образования педагогических кадров. Это связано и с переходом системы образования на ФГОС дошкольного образования, ФГОС Начального общего образования, ФГОС основного общего образования и ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ФГОС ОО для детей с интеллектуальными нарушениями, разработкой и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога и стандарта профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

В педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова  активно осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров дефектологического профиля для системы специального и инклюзивного образования. Содержание подготовки бакалавров и магистрантов  по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» учитывает  современную идеологию модернизации российского образования       в целом и модернизацию специального образования, активное внедрение инклюзивного образования.

Для практико-ориентированной подготовки будущих педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях образовательных учреждений кафедрой специального (дефектологического) образования проводится обновление и модернизация содержания психолого-педагогической и предметной подготовки дисциплин на основе их интегративности; модернизация образовательного процесса через применение мыследеятельностных  технологий обучения; обеспечение многообразия, мобильности и гибкости образовательных программ; разработка и реализация инновационных подходов в развитии профессиональных и специальных компетенций студентов; реализация новых подходов к организации педагогической практики студентов и стажировки выпускников; обновление содержания социального партнерства. 

С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. У детей с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Учитывая данные изменения, нами заранее  разработана и включена в учебные планы академического бакалавриата по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»  дисциплина  «Основы инклюзивного образования», позволяющая сформировать готовность к применению технологий инклюзивного  образования детей с особыми образовательными потребностями, а также развитие профессиональных компетенций в области образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в систему общего образования. Также разработана и включена в учебные планы программ академической магистратуры по педагогическому образованию всех учебных подразделений СВФУ дисциплина «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования». Это позволит выпускникам создавать психологическую среду, позволяющую ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в любых образовательных организациях; осуществлять разработку адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ; оказывать помощь педагогам, участвующим в реализации образовательного процесса.

Также разработаны и реализуются программы модульных курсов повышения квалификации по актуальным темам ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей, основам обучения и воспитания детей с ОВЗ для специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику. Это позволяет создавать эффективную систему научного обеспечения инклюзивного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий. Курсы повышения квалификации дают возможность работникам системы образования республики эффективно реализовывать основные направления Концепции модернизации образования, рационально структурировать содержание обучения детей с особыми образовательными потребностями, использовать современные методы контроля, повысить качество образования всех детей, независимо от их способностей и возможностей [1].

Согласно ФГОС ВО система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми образовательными потребностями основывается на широкой предметной и методической подготовке, при этом обязательно  учитываются реальные потребности работодателей и общества в кадрах соответствующего уровня и квалификации. Учебные планы предусматривают модульное построение структуры основной профессиональной образовательной программы, что, в свою очередь, обеспечивает общепрофессиональную подготовку по данному направлению и формирование готовности к профессиональной деятельности в различных областях специального и включающего образования. На учебных занятиях применяются  разнообразные практико-ориентированные технологии обучения, представляющие  систему функционирования всех компонентов педагогического процесса,  построенные  на научной основе и приводящие к намеченным результатам. При таком подходе к разработке учебных планов  возможна более качественная подготовки специалистов, способных к профессиональному саморазвитию и готовых к осуществлению научно-исследовательской деятельности.