Полный текст статьи
Печать

В условиях модернизации системы образования в целом и системы профессионального образования в частности, подготовка специалистов среднего звена и рабочих кадров в соответствии с приоритетами экономического развития Республики Саха (Якутия), соответствующая кадровым запросам предприятий горной отрасли региона, является одной из основополагающих задач деятельности Алданского политехнического техникума.

Решение данной задачи реализуется за счет внедрения в процесс профессиональной подготовки востребованных на рынке мобильных специалистов, элементов дуального, т.е. практикоориентированного обучения.

Что предполагает: с одной стороны тесное деловое сотрудничество с предприятиями промышленного комплекса – потенциальными работодателями

будущих выпускников техникума, с другой стороны – четкую отработку профориентационной программы с общеобразовательными учреждениями Алданского района. Социально-партнерские отношения Алданского техникума

и предприятий горной отрасли, в числе которых стремительно-развивающиеся

АО «Алданзолото ГРК», ОАО «Золото Селигдара», направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов и предусматривают интеграцию работодателей в процесс подготовки необходимых им кадров, а следовательно, изменение позиции бизнеса – когда предприятия меняют пассивную роль потребителя готовых кадров на активную роль их заказчиков.

Это выражается в непосредственном участии предприятий в формировании образовательных программ и в оценке уровня образования студентов и выпускников техникума. Так ежегодно ведущие специалисты предприятий приглашаются в качестве рецензентов на дипломное проектирование студентов специальностей «Открытые горные работы», «Машинист на открытых горных работах», а в качестве заданий для проектно-конструкторской и технологической деятельности студентов используется реальная производственная тематика. Разработанные проекты, предполагающие усовершенствование технологического процесса, рассматриваются на предприятиях с точки зрения возможности их внедрения в производства.

Таким образом, открывается возможность для повышения качества обучения, в том числе и за счет сокращения периода последующей адаптации выпускника к возможному месту будущей работы, ведь именно в период прохождения практик наиболее перспективные обучающиеся получают предложения о дальнейшем трудоустройстве. Так реализуется одна из основных задач образовательной организации СПО – подготовить квалифицированного специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного без «доучивания» и «переучивания» приступить к работе сразу после получения диплома.

Повышению уровня конкурентоспособности выпускников техникума на рынке труда способствует и реализация дополнительных учебных курсов в сотрудничестве со специалистами предприятий – социальных партнеров. Одним из важных свидетельств расширения сотрудничества техникума и предприятий в плане подготовки кадров, является организация системы повышения квалификации и переподготовки специалистов предприятий на базе многофункционального центра прикладных квалификации техникума.

В данный момент, когда на базе техникума создан и интенсивно развивается многофункционального центра прикладных квалификации возможности такого сотрудничества чрезвычайно широки. Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов организаций - социальных партнеров, реализуемая в условиях гибкой ценовой политики, при индивидуальной траектории освоения образовательных программ и удобном формате обучения обеспечивают дополнительный стимул усовершенствованию современных механизмов взаимодействия.

Расширению спектра образовательных услуг техникума способствует и реализация инновационного проекта, направленного на сетевое взаимодействие учреждений образования и предприятий промышленности, где техникум рассматривается как федеральная инновационная образовательная площадка. Данная система сетевого взаимодействия представляет собой четко организованную линию подготовки кадров для предприятий горной отрасли, начиная с профориентационной работы в школах, через получение образования в техникуме, далее в ВУЗах и заканчивая трудоустройством на предприятиях – социальных заказчиках.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что развитие системы социального партнерства «Техникум» - «Предприятие» предоставляет образовательной организации СПО такие возможности как:

- упрощенный доступ к информации о региональном рынке труда;

- обеспечение учета требований работодателей к содержанию подготовки специалистов и упрощение процедуры корректировки имеющихся и

разработки новых образовательных программ;

- расширение возможностей для организации производственной

практики и трудоустройства выпускников, а так же возможностей для прохождения краткосрочной стажировки преподавателей с целью ознакомления с современными производственными технологиями и оборудованием.

Вместе с тем в перспективах развития социального сотрудничества все большее значение приобретает решение следующих задач:

- одной из проблем профессионального образования на современном этапе развития является старение педагогических кадров. Согласно статистическим данным, в учреждениях СПО основную долю (более 50%) составляют преподаватели и мастера производственного обучения в возрасте от 37 до 59 лет.

Только совместными усилиями образовательных организаций и промышленных предприятий можно решить задачу значительного повышения качества кадрового потенциала системы. Это возможно за счет привлечения в систему СПО в качестве преподавателей специалистов реального сектора экономики, специалистов самих предприятий, что тем самым расширит систему наставничества и повысит уровень эффективности подготовки выпускников;

- расширение практики реализации дополнительных образовательных программ в деятельности Учебного центра профессиональных квалификаций, проводимых по заказу и специалистами промышленных предприятий, тем самым осуществляя целенаправленную подготовку кадров для конкретных предприятий и конкретных рабочих мест;

- подготовка специалистов технического профиля в учреждениях СПО обычно ложится на бюджет государства или субъектов РФ и в меньшей степени оно осуществляется за счет оплаты обучения самим потребителем образовательных услуг либо их заказчиком. Необходимо рассмотреть вопрос о сближении бизнеса и системы профессионального образования за счет финансового участия социальных партнеров в подготовке кадров для своих предприятий. Подобные дополнительные финансовые потоки позволят образовательным организациям совершенствовать свою материально-техническую базу, позволят вводить именные стипендии для студентов, имеющих особые достижения в учебной, научной и иных видах деятельности. Кроме того инициирование новых совместных проектов (образовательно-технических, научно-исследовательских) окажет положительное влияние на пополнение внебюджетного фонда образовательной организации.