Полный текст статьи
Печать

В настоящее время актуальна проблема социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ. Система, способствующая консолидированию и сохранению молодых учителей в образовательных учреждениях, не выработана. По нашему мнению, организация совета молодых педагогов будет способствовать профилактике ранних увольнений по причине сложности прохождения адаптации на этапе их вхождения в профессиональную деятельность, в плане психологической адаптации и впоследствии неудовлетворенности педагогической деятельностью. Также современная школьная система требует постоянного повышения качества образования, оптимальной организации образовательного процесса и высокой профессиональной компетентности педагогов [2].

Судя по исследованию проведенного Н. И. Окуневой, И. А.Щеткиной, и Е. Ю. Захаровой, основной возрастной группой молодых педагогов являются учителя в возрасте от 18 до 24 лет (49,9 % от общего числа опрошенных). Лица в возрасте от 24 до 30 лет, работающие в школе, составили 39,9 %. Педагоги в возрасте от 18 до 30 лет – 89,4 % от общего количества респондентов. В целом ситуация выглядит весьма оптимистичной. При этом педагоги в возрасте от 31 до 35 лет составили всего 7,5 %. Всё это свидетельствует о том, что учителя, проработав определённое количество лет, имея педагогический опыт, по разным причинам уходят из сферы образования. Полученные данные коррелируют с общероссийскими данными. В России за последние пять лет доля молодых педагогов со стажем до 2 лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет – сократилась [2]. По нашему мнению, решению этой проблемы будет способствовать совет молодых педагогов.

Совет молодых педагогов - это педагогическое сообщество молодых, креативных, ярких учителей, которое направлено на обмен опытом, установление и развитие профессиональных и дружеских контактов. В совете реализуют свои творческие и интеллектуальные способности молодые учителя, создавая грамотную, активную, инициативную и профессиональную команду.

Основная задача совета – это адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу и подтверждение личных ожиданий с профессии.

Совет молодых учителей ведет свою деятельность по трем основным направлениям:

Во-первых, дает возможность совершенствовать свои творческие и организаторские способности, помогает молодым учителям проявить свои профессиональные качества и познавать новые грани специальности педагога. В этом помогают посещение курсов по повышению квалификации, творческие и профессиональные конкурсы, открытие уроки, семинары, стажировки, мастер-классы.

Во-вторых, члены совета принимают участие в мероприятиях различного рода с целью общения со своими коллегами с других школ и смежными общественными организациями. А такие события, как встречи с опытными педагогами, ветеранами педагогического труда и психологические тренинги, позволяют перенять положительный опыт у педагогов-профессионалов, которые всегда готовы оказывать молодым учителям помощь в становлении и совершенствовании на их профессиональном пути.

В-третьих, отдых для молодых специалистов. Проводятся различные праздничные мероприятия, что позволяет отвлечься от насущных проблем, развеяться, накопить силы и в результате дать ход новым идеям и творческому толчку [3].

Таким образом, молодой учитель, вступая в ряды совета молодых педагогов, будет иметь поддержку, соответствующий опыт в профессиональной и организационной деятельности, владеть современными компетенциями учителя, отвечать современным требованиям образования, также появится возможность проявить себя, свой талант, амбиции и иметь успех в пути профессионального становления личности учителя [1].