Полный текст статьи
Печать

Основной базой подготовки педагогических кадров в Республике Саха (Якутия) является Северо-Восточный федеральный университет (далее – СВФУ) – один из федеральных вузов страны, которые «ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов» [1]. В составе вуза имеется 10 подразделений, осуществляющих обучение педагогических кадров для образовательного рынка северо-востока России, осуществивших переход на новую структуру подготовки специалистов, основанную на трёх циклах обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура (PhD).

Профессиональное педагогическое сообщество федерального университета ставит перед собой задачи, разрешение которых позволит достичь нового качества педагогического образования посредством внедрения инноваций в учебный процесс, обеспечения непрерывности образования, подготовки высококвалифицированных специалистов. Привлечение всего нового в СВФУ эффективно коррелирует с тем, что наработано педагогической наукой полиэтнического региона за многие десятилетия:

  1. Сохранена и совершенствуется система профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность. Она включает в себя разные звенья и формы обучения: профильные (педагогические) классы, малые педагогические академии, педагогические кружки. Ежегодно сотрудниками университета проводятся педагогические конкурсы и олимпиады, позволяющие развивать у старшеклассников мотивацию и базовые способности к педагогической деятельности, осуществлять психологический мониторинг их профессиональной пригодности к труду учителя, стимулировать учеников к поступлению в педагогические учебные заведения. Учащиеся, окончившие педагогические классы, имеют преимущественное право при равенстве конкурсных баллов на поступление в СВФУ.
  2. Расширяется олимпиадное движение для одарённых учащихся. Так, на протяжении 20 лет в республике проводится государственная олимпиада по педагогике «Педагогическая звездочка» для учащихся общеобразовательных классов, «Педагогический лидер» – для обучающихся в педагогических классах.
  3. Действуют педагогические отряды, способные оперативно решать вопросы педагогической помощи населению. Впервые такие отряды появились в 1964 году. За последние два года число педагогических отрядов в СВФУ выросло до 10.
  4. С целью повышения роли педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя и укрепления его профессиональных компетенций ежегодно для студентов 10 учебных подразделений университета организуется конкурс «Лучший практикант – будущий учитель». Соревновательная форма мероприятия активизирует интерес студентов к своей будущей профессии и нацеливает на самообразование, саморазвитие, самовоспитание [2].
  5. Ведётся в федеральном университете и научно-исследовательская работа среди студентов,  магистрантов, аспирантов, преподавателей и учителей: систематически проводятся научные конференции, «круглые столы», панельные дискуссии, методические семинары, авторские методические курсы (в течение 40 лет) и другое. Основополагающую роль здесь играют научно-образовательные центры и научные школы под руководством ведущих учёных СВФУ, разрабатывающих фундаментальные и прикладные проблемы современной педагогической науки. Результаты исследований внедряются в образовательный процесс вузов, школ, колледжей республики.
  6. Модернизирована в соответствии с современными требованиями система повышения квалификации педагогических работников: создан институт непрерывного профессионального образования, использующий все возможные инновационные формы обучения слушателей различной степени профессиональной подготовки и педагогического опыта. Также результативно решают проблемы повышения качества профессиональной деятельности педагогов республики профильные подразделения федерального вуза, в частности педагогический институт, имеющий мощную научно-методическую базу и сложившиеся традиции в работе с учителями, воспитателями, наставниками. Такая система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров позволяет не только расширять спектр предоставляемых потребителям образовательных услуг, но и увеличивать контингент слушателей за счёт применения дистанционных технологий, обеспечивающих необходимой учебно-методической информацией обучающихся в отдалённых, зачастую информационно оторванных от образовательных центров районов Якутии и за её пределами. На курсах обучаются педагоги Якутии, Магаданской области, Камчатского, Хабаровского и Амурского краев, Чукотского автономного округа. Для проведения занятий и мастер-классов приглашаются ведущие специалисты России и зарубежья. Главной особенностью системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров являются использование практикоориентированных форм методической поддержки учителей общеобразовательных организаций и организаций среднего специального образования; учёт специфических условий образовательного пространства этнорегиона (полилингвальность, мультикультурность, наличие кочевых и малокомплектных школ, интенсивность миграционных процессов и другое); нацеленность на сохранение единства требований к квалификационным характеристикам педагогов.

Однако быстро меняющиеся реалии регионального образовательного пространства, повышающиеся требования к подготовке педагогических кадров, вызовы регионального рынка труда актуализируют имеющиеся проблемы:

– необходимость повышения имиджа профессии учителя;

– сохраняющаяся слабая ориентированность образовательных программ профессиональной подготовки на запросы потребителей и работодателей;

– такие приоритеты образования, как доступность, эффективность и качество, в сельских школах не обеспечиваются в полном объёме из-за недостаточного количества учителей с высоким уровнем профессиональных компетенций. Это влияет и на результаты единого государственного экзамена;

– нежелание выпускников СВФУ трудоустраиваться в отдалённые северные улусы (районы), что  вызвано прежде всего социальным фактором, низким уровнем жизни сельского населения. Так, в 2014 году существовало 120 вакантных мест для учителей средних школ Республики Саха (Якутия), в основном в малокомплектных школах северных улусов. Как результат – снижение качества подготовки абитуриентов, их уровня конкурентоспособности;

– этнокультурные проблемы образования: на территории Якутии проживают представители 126 национальностей – среда мультикультурная, поликонфессиональная, полилингвальная, полиментальная. Актуальна проблема билингвизма. У выпускников вузов нет необходимого опыта для профессионального решения вопросов воспитания и обучения учащихся с учётом указанных факторов;

– остро ощущается противоречие между универсализацией образования и усилением этнизации. Образовательная политика РФ в большей степени ориентирована на унификацию образовательного пространства страны. Об этом свидетельствуют такие изменения, как изъятие из нормативно-правовой лексики понятия «национальная школа», отсутствие в федеральных государственных образовательных стандартах «национально-регионального компонента». В особой поддержке нуждаются образовательные учреждения и программы этнокультурного образования наиболее уязвимых этносов – коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока:

– снижение интереса молодёжи к чтению, снижение её грамотности и общекультурного уровня, что напрямую сказывается на качестве подготовки будущих учителей;

– малая привлекательность педагогического образования университета для обучения иностранных студентов из-за низкого уровня владения преподавателями университета и обучающимися иностранными языками;

– отсутствие новых форм сотрудничества университета с основными заказчиками по вопросам их активного участия в планировании и организации образовательного процесса;

– не реализованы в полной мере возможности научного сотрудничества педагогического профессионального сообщества в формате международных научно-исследовательских проектов, обмена студентами, преподавателями и научными сотрудниками.

Указанные проблемы предполагают возможность использования новых форм работы в области подготовки педагогических кадров в Республике Саха (Якутия). Апробация их начата головным вузом и нацелена на комплексный подход к решению вопросов педагогического образования. Так, например:

- разрабатывается Концепция развития педагогического образования.

- Идет реформирование системы довузовской подготовки, профессионального и дополнительного профессионального образования [3].

- В СВФУ формируется система сетевого взаимодействия с образовательными организациями Дальневосточного федерального округа, одна из форм которой – Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ».

- Организована система профессиональных конкурсов («Учитель года СВФУ», «Учитель доверия СВФУ»), нацеленных на повышение престижа профессии учителя, его квалификации и результативности труда.

- Разработаны и апробированы программы повышения научной квалификации учителей-практиков «100 аспирантов» (реализована на 96%) и «100 магистрантов» (с 2014 г.).

- СВФУ стимулирует привлечение лучших абитуриентов республики к обучению.

- Разрабатываются совместные основные образовательные программы прикладного бакалавриата СВФУ и педагогических колледжей республики.

- Действуют программы помощи выпускникам педагогического профиля в трудоустройстве.

- Открыты совместные научно-экспериментальные площадки СВФУ и образовательных организаций.

Комплексная реализация всех направлений работы по обеспечению Якутии «педагогическими кадрами нового поколения требует ясных перспектив, перезагрузки всей системы подготовки учительских кадров, в том числе и в области международного сотрудничества» [4]. Это позволит СВФУ как современному образовательно-научному центру создавать новые знания, внедрять оригинальные образовательные программы, обеспечивать высокое качество всех уровней профессионального педагогического образования. Повышение качества деятельности якутских педагогов, учителей, воспитателей плодотворно отразится на общем уровне образованности населения и социально-экономическом состоянии региона.