Полный текст статьи
Печать

Сегодня можно говорить о возникновении нового направления — психология безопасности,в рамках которого выполняются как теоретические исследования, так и практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных социальных сферах. Доказано, что психологическая безопасность является ведущей харак­теристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды. Она может выступать как основание для проектирования и моделиро­вания психологических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психического здоровья всех участ­ников учебно-воспитательного процесса.

По данным многих исследований отечественных ученых-психологов,   хорошая школа, по мнению учащихся, обладает признаком безопасности (безопасности насилия, унижения, оскорбления), а родители связывают это понятие не только с качеством образования, но и с обеспечением безопасности детей, заботой об их здоровье (исследования проведены под руководством  И.А. Баевой, С.Г. Вершловского). Отметим, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей сферы человека (по А.Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно  достичь самореализации. Отсюда можно сделать вывод, что проектирование безопасной образовательной среды школы в новых условиях, прежде всего, должно  исходить во-первых, из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Вторым принципом по И.В. Вачкову выступает опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. Третий принцип, по А.Г. Асмолову – это помощь в социально-психологической умелости, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути.

В исследовании «Психологическая безопасность образовательной среды школы»  среди учителей из разных школ улусов и г. Якутска участие приняли 120 респондентов. 

Для определения значимых характеристик использована методика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы», где были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды проблемных зон:

  1. взаимоотношения с учителями;
  2. взаимоотношения с учениками;
  3. возможность высказать свою точку зрения;
  4. уважительное отношение;
  5. сохранение личного достоинства;
  6. возможность обратиться за помощью;
  7. возможность проявлять инициативу, активность;
  8.  учет личных проблем и затруднений.

Был поставлен вопрос: «Из перечисленных характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с вашей точки зрения, и подчеркните их, оцените все характеристики по 5-балльной системе».

Таблица 1

Наиболее важные с точки зрения учителей характеристики школьной среды

Характеристики школьной среды

Выбор 5 наиболее важных характеристик, общий итог

Общая сумма оценки характеристик по 5 балльной системе

Взаимоотношения с учителями

74

253

Взаимоотношения с учениками

69

269

Возможность высказать свою точку зрения

41

131

Уважительное отношение к себе

68

266

Сохранение личного достоинства

53

203

Возможность обратиться за помощью.

27

93

Возможность проявлять инициативу и активность.

36

121

Учет личных проблем и затруднений.

22

72

 Из таблицы 1 видно, что для учителей значимыми характеристиками школьной среды стали по баллам:

  1. взаимоотношения с учениками -269 баллов;
  2. уважительное отношение к себе – 266 баллов;
  3. взаимоотношения с учителями – 253 балла;
  4. сохранение личного достоинства – 203 балла;
  5.  возможность высказать свою точку зрения – 131 балл;
  6. возможность проявлять инициативу и активность – 121 балл;
  7. возможность обратиться за помощью – 93 балла;
  8. учет личных проблем и затруднений – 72.

По итогам полученных данных было выявлено, что 69% педагогов удовлетворены характеристиками образовательной среды ниже среднего (1,8 – 2,5 балла). 24%  обладают средним уровнем (2,6 – 3,3 балла), а 7% (5 учителей) обладают низким уровнем (1 – 1,7 балл) удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы.

Вызывает тревогу тот момент, что учителя не проявили высокого уровня удовлетворенности характеристиками ОС школы.   Отсюда видно, что в современной школе проблемы ОС существуют и ждут  изучения и решения.

Приводим результаты диагностики психологической безопасности среды (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты отношения ОС школы).                                                                              

                     Таблица 2

Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках её участников

Участники

Когнитивный компонент

Эмоциональный компонент

Поведенческий компонент

Учитель

65% (высокий)

 

62% (высокий)

 

25% (средний)

58% (средний)

15,5% (средний)

 

5% (Низкий)

32% (Низкий)

12,5% (Низкий)

Из 120 участников опроса у 65% высокий балл когнитивного компонента отношения к образовательной среде школы. Это показывает их положительное когнитивное отношение к образовательной среде.      

У некоторых педагогов наблюдается тенденция либо к смене профессии, либо изменение места работы. Готовы уйти из школы, заняться другим видом деятельности, получить другую специальность- 12,5% участников опроса. 15,5% опрошенных еще не определились, хотя не прочь были уйти из школы и сменить вид деятельности. В эмоциональном отношении данный вид деятельности их не устраивает, но они испытывают сомнения, стоит ли заняться чем-то другим. Этим участникам необходимо определить свои приоритеты, возможно, попробовать себя в иной деятельности, которая им больше по душе и определить, где они могут реализовать себя наиболее успешно.

Как видно из таблицы, поведенческий  и когнитивный компонент позитивного отношения педагогов к среде школы превалирует над эмоциональным компонентом, что может свидетельствовать о том, что данным педагогам по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей. Чаще работа у них вызывает хорошее настроение, чем плохое.