Сегодня можно говорить о возникновении нового направления — психология безопасности,в рамках которого выполняются как теоретические исследования, так и практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных социальных сферах. Доказано, что психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды. Она может выступать как основание для проектирования и моделирования психологических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
По данным многих исследований отечественных ученых-психологов, хорошая школа, по мнению учащихся, обладает признаком безопасности (безопасности насилия, унижения, оскорбления), а родители связывают это понятие не только с качеством образования, но и с обеспечением безопасности детей, заботой об их здоровье (исследования проведены под руководством И.А. Баевой, С.Г. Вершловского). Отметим, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей сферы человека (по А.Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации. Отсюда можно сделать вывод, что проектирование безопасной образовательной среды школы в новых условиях, прежде всего, должно исходить во-первых, из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Вторым принципом по И.В. Вачкову выступает опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. Третий принцип, по А.Г. Асмолову – это помощь в социально-психологической умелости, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути.
В исследовании «Психологическая безопасность образовательной среды школы» среди учителей из разных школ улусов и г. Якутска участие приняли 120 респондентов.
Для определения значимых характеристик использована методика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы», где были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды проблемных зон:
- взаимоотношения с учителями;
- взаимоотношения с учениками;
- возможность высказать свою точку зрения;
- уважительное отношение;
- сохранение личного достоинства;
- возможность обратиться за помощью;
- возможность проявлять инициативу, активность;
- учет личных проблем и затруднений.
Был поставлен вопрос: «Из перечисленных характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с вашей точки зрения, и подчеркните их, оцените все характеристики по 5-балльной системе».
Таблица 1
Наиболее важные с точки зрения учителей характеристики школьной среды
Характеристики школьной среды |
Выбор 5 наиболее важных характеристик, общий итог |
Общая сумма оценки характеристик по 5 балльной системе |
Взаимоотношения с учителями |
74 |
253 |
Взаимоотношения с учениками |
69 |
269 |
Возможность высказать свою точку зрения |
41 |
131 |
Уважительное отношение к себе |
68 |
266 |
Сохранение личного достоинства |
53 |
203 |
Возможность обратиться за помощью. |
27 |
93 |
Возможность проявлять инициативу и активность. |
36 |
121 |
Учет личных проблем и затруднений. |
22 |
72 |
Из таблицы 1 видно, что для учителей значимыми характеристиками школьной среды стали по баллам:
- взаимоотношения с учениками -269 баллов;
- уважительное отношение к себе – 266 баллов;
- взаимоотношения с учителями – 253 балла;
- сохранение личного достоинства – 203 балла;
- возможность высказать свою точку зрения – 131 балл;
- возможность проявлять инициативу и активность – 121 балл;
- возможность обратиться за помощью – 93 балла;
- учет личных проблем и затруднений – 72.
По итогам полученных данных было выявлено, что 69% педагогов удовлетворены характеристиками образовательной среды ниже среднего (1,8 – 2,5 балла). 24% обладают средним уровнем (2,6 – 3,3 балла), а 7% (5 учителей) обладают низким уровнем (1 – 1,7 балл) удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы.
Вызывает тревогу тот момент, что учителя не проявили высокого уровня удовлетворенности характеристиками ОС школы. Отсюда видно, что в современной школе проблемы ОС существуют и ждут изучения и решения.
Приводим результаты диагностики психологической безопасности среды (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты отношения ОС школы).
Таблица 2
Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках её участников
Участники |
Когнитивный компонент |
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент |
Учитель |
65% (высокий) |
|
62% (высокий) |
|
25% (средний) |
58% (средний) |
15,5% (средний) |
|
5% (Низкий) |
32% (Низкий) |
12,5% (Низкий) |
Из 120 участников опроса у 65% высокий балл когнитивного компонента отношения к образовательной среде школы. Это показывает их положительное когнитивное отношение к образовательной среде.
У некоторых педагогов наблюдается тенденция либо к смене профессии, либо изменение места работы. Готовы уйти из школы, заняться другим видом деятельности, получить другую специальность- 12,5% участников опроса. 15,5% опрошенных еще не определились, хотя не прочь были уйти из школы и сменить вид деятельности. В эмоциональном отношении данный вид деятельности их не устраивает, но они испытывают сомнения, стоит ли заняться чем-то другим. Этим участникам необходимо определить свои приоритеты, возможно, попробовать себя в иной деятельности, которая им больше по душе и определить, где они могут реализовать себя наиболее успешно.
Как видно из таблицы, поведенческий и когнитивный компонент позитивного отношения педагогов к среде школы превалирует над эмоциональным компонентом, что может свидетельствовать о том, что данным педагогам по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей. Чаще работа у них вызывает хорошее настроение, чем плохое.