Полный текст статьи
Печать

В августе 2013 года в Якутске по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия), Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Михаила Ефимовича Николаева, при поддержке Главы и Правительства Республики был проведен I Международный конгресс «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества». Приуроченный 20-летию высшей школы музыки, где участниками Конгресса была одобрена Концепция проекта «Музыка для всех» и подписано соглашение между Министерством образования и Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) о сотрудничестве в реализации данного проекта.

Основная идея проекта «Музыка для всех» основана на признании роли музыки, в качестве образовательной технологии влияющей на духовное, интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Психология музыкального обучения, образования, воспитания - эта ветвь музыкальной психологии теснее связана с музыкальной педагогикой, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей. Помимо традиционных определения и проверки музыкального слуха, памяти, чувства ритма, в музыкальной психологии разработаны тесты: определение музыкальных задатков, одаренности, способностей, разучивания и работы над произведением, подготовки к концертному выступлению, взаимоотношения педагога с учеником и концертным коллективом и др.

В соответствии с требованиями ФГОС программа учебного предмета «Музыка»  (авторы Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Б.Р. Иофис, А.В. Варламова.) является основой для осуществления экспериментальной проверки возможности и целесообразности кардинальных преобразований в системе общего музыкального образования в контексте реализации национального проекта Якутии «Музыка для всех». Цель  проекта направлена на приобщение всех без исключения детей к активной, творческой музыкальной деятельности. Впервые в содержании общего музыкального образования предусматривается органическое единство урока музыки и двух обязательных для каждого ребенка музыкальных занятий в неделю, которые проводятся за счет часов, отводимых в начальной школе на внеурочную деятельность. Каждая учебная неделя включает в себя три музыкальных занятия, в которых постоянно фигурируют следующие виды музыкальной деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, хоровое пение, коллективное инструментальное музицирование (на элементарных музыкальных инструментах), пластическое интонирование, музыкальная театрализация.

Проанализировав научно-теоретическую литературу музыкального развития учащихся и опираясь на труды ученых и ведущих специалистов,  можно разделить на 5 направлений работы: слушание – восприятие, певческая деятельность, приобщение к игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, пластическое интонирование.

Основным направлением в работе с детьми является ведущий вид деятельности - слушание и восприятие, направлен на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. Например: якутская народная песня «Таба» («Олень») слова С. Элляя, перевод Т.Сикорской обработка Л. Сивухина педагог исполняет музыкальное произведение на фортепиано. После исполнения снова обращается к детям: «А теперь расскажите, какую музыку вы услышали». (Дети отвечают.) Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, темповые характеристики).

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельности являются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и переживание музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образы элементов музыкального языка, главные из которых выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.

Следующим направлением является инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.  Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

 Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

- ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

- учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

- учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Примером использования этого на  уроках может служить цикл пьес для фортепиано «На птичьем дворе» Кирилла Герасимова. Детям предлагается   “обследование” звуковых возможностей инструментов. Выбор сделан – бубен, треугольник, флейта. Сначала мы вспоминаем, как нужно бережно брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). В течении нескольких уроков идет работа над исполнением нескольких пьес , и ребята накапливали эмоции и чувства.

Направление пластическое интонирование направлено на любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, их координации, точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

3. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

4. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр.