Полный текст статьи
Печать

Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в.  П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. 

Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития. В этом случае необходим новый взгляд на профессиональную компетентность и личностные  черты учителя. Если исходить из того, что именно учебные результаты учеников считаются основным показателем эффективности труда педагога, то и при его подготовке упор должен делаться на методическую оснащенность. Если же не сводить эффективность труда педагога только к учебным результатам, то его подготовка подразумевает не только овладение методиками преподавания, но и повышение уровня его коммуникативной компетентности, личностную зрелость. Это означает, что учитель должен уметь создавать обстановку, дающую ученикам возможность чувствовать себя в безопасности и способствующую развитию их способностей.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

Во-вторых, организацией образовательного процесса;

В-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками;

В-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

В-пятых, – спецификой учебного предмета.

При многих факторах, которые влияют на учебную мотивацию, необходимо рассмотреть личностные черты учителя как один из наиболее существенных. Учитель– это товарищ, понимающий, уважающий ребенка, вызывающий его доверие. Коммуникативные (интерактивные) качества учителя, обусловленные его индивидуально-личностными особенностями, отражают особенности партнеров педагогического общения – дошкольников и младших школьников. Учитывая особую чувствительность детей к неискренности, фальши, необходимо подчеркнуть важность такого качества учителя, как его общительность, подлинная заинтересованность в самом общении, а не в его результате как проверке усвоения учебного материала. Чтобы эффективно и с радостью для детей обеспечить процесс общения, учитель должен владеть его предметом, т.е. «войти» в мир мультфильмов, сказок, книг, пластинок, событий, в котором живет ребенок, и самое главное – самому принять этот мир. Как показывают исследования, представления взрослых об этом мире дошкольников упрощены, схематизированы, неточны и часто ложны. «А детство, – пишет В.А. Сухомлинский, – детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью».

Теоретический анализ основных подходов к вопросу личности учителя позволил сделать следующие выводы:

1. Личностные черты учителя - это внутренняя устойчивая предрасположенность к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей, установок, привычек- стилевых особенностей поведения.

2. Характеристика личностных черт педагога включает в себя: психофизиологические свойства; способности; личностные свойства, включая направленность; профессионально-педагогические и предметные знания и умения как профессиональная компетентность в узком смысле.

3. Педагогическая деятельность учителя характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности  – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта, личностными чертами.

В процессе обучения основная задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность - мотив - цель - действие - рефлексия (самоанализ собственной деятельности).

Новизна в методах обучения и воспитания в том, что учитель:

1. Переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;

2. Мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;

3. Организует творческие и самостоятельные работы на уроке;

4. Использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;

5. Организует работу ученика с учеником или с источником знаний;

6. Организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость;

7. Создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;

8. Создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;

9. Организует гуманную систему взаимоотношений учитель - ученик, ученик - учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций.

10. Организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.

Без осознания и оценки результата деятельности и самой деятельности, выявления ошибок и их причин деятельность не обеспечит требуемый уровень достижения цели. Учение - это деятельность самоуправляемая, и вне этой позиции оно осуществляться не может. Именно этот момент требует обучения ученика умениям оценивать и анализировать свою деятельность, ее результаты и себя в этой деятельности.