В профессии педагога-психолога нужны такие качества как умение решать профессиональные и жизненные проблемы, находить подход к каждому человеку, иметь соответствующую подготовку и это все формируется во время учебных занятий и практики студента. Многие студенты испытывают трудности в приобретении профессиональных качеств. В данное время профессиональное становление специалиста считаем актуальным, так как требования к современному педагогу ежегодно растут, меняются и это приводит к тому, что в обществе необходимы компетентные, конкурентноспособные специалисты.
По мнению многих исследователей «психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения в университете. Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях профессионального образования является содействие развитию профессионально-личностного потенциала обучающихся, что выступает необходимым условием для формирования готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности и создания предпосылок для достижения высокого уровня компетентности в будущей профессиональной деятельности. В свою очередь организация психолого-педагогического сопровождения в учреждении профессионального образования - особое направление образовательной деятельности, нацеленное на формирование ряда социально-значимых компетенций» [2].
Профессиональное становление студентов рассматривается в работах К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова. Так, по мнению Э.Ф. Зеера, «профессиональное становление личности - это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности» [1, с. 553].
Анализ научных исследований (В. А. Бодров, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Л. Г. Семушина, В. В. Сериков и др.) позволяет выделить следующие компоненты психолого-педагогического сопровождения:
- Мотивационный (направленность на процесс профессионального образования, ориентация на профессию).
- Когнитивный (получение знаний о профессии в процессе изучения дисциплин, опыта деятельности в результате прохождения различных видов практики, а также понимание определенных моментов действительности, связанных как с предметом деятельности, так и с субъектом профессиональной деятельности (с самим собой).
- Контрольно-оценочный (прогнозирование траектории успешного профессионального становления студентов через оценку результатов профессионального обучения) [2].
А.К. Маркова в качестве критерия выделила этапы становления профессионала, определила 5 уровней профессионализма личности:
1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;
2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;
3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;
4) непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;
5) послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности.
С целью выявления уровня подготовленности профессионального становления нами проведен опросник. В психолого-педагогическом исследовании участие приняли студенты из разных курсов. По итогам исследования получены следующие результаты: 34% студентов ориентированы на наличие в ВУЗе необходимой для их специальности, знали точно, по какой специальности будут обучаться.
На вопрос «Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать ВУЗ, то Вы бы выбрали тот ВУЗ, в котором Вы сейчас учитесь, снова?». 24 студента, что составляет 48% ответили, что остались бы учиться дальше в выбранном университете.
По окончании вуза 67,44% студентов желают работать по своей профессии. А 28% респондентов утверждают, что хотят продолжить образование (магистратура).
На вопрос «В какой степени Вы удовлетворены своей учебой в университете?» большинство студентов 46% выбрали ответ «скорее удовлетворен, чем нет».
Так, в результате исследования выявлено, что многие студенты выбрали свою профессию осознанно и намерены работать по специальности.
Необходимо отметить, что период обучения в ВУЗе - это важная часть жизни молодежи, заполненная, не только подготовкой к будущей профессии, но и к самостоятельной жизни. В целом, возможно, заключить, что процесс профессионального становления мыслится нами не только как результат развития и формирования, но еще и как процесс порождения новых способов бытия личности, при которых происходит расширение границ возможного. Становление студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении, на наш взгляд носит именно профессиональный характер, так как в данное время человек обретает свою будущую профессию, формирует профессионально-ориентированный образ жизни.