Полный текст статьи
Печать

Одной из форм организации деятельности учащихся является поисково - исследовательская деятельность, в процессе которой  идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно  применять их в своей деятельности.  Сегодня в общеобразовательных учреждениях стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков учащихся. Исследовательская деятельность целесообразна в учебно–воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский  подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Для того, чтобы организация поисково – исследовательская работа с учащимися стала востребованной и результативной, необходимо, чтобы она была системной. Эффективными формами такой работы являются: введение элементов поисково – исследовательской деятельности на уроках, спецкурсы, участие в разнообразных научно – практических конференциях, конкурсах, летняя экспедиция школьников.

На своих занятиях предпочтение  отдаю методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать. Одним из ведущих методов является самостоятельная работа учащихся над историческим источником. Активный, творческий характер изучению источников придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и относиться к ним терпимо, а главное начать собственное исследование. Работаю с разными видами исторических источников - это  официальные документы и статистические данные, свидетельства современников, очевидцев событий,  простых людей, историков. Работу с историческим источником организую, начиная с 5 класса. С 6 класса, проводится основная работа по вооружению учащихся определенными способами и методами исследовательской работы, и основное внимание уделяется работе с источником. Здесь учащиеся учатся выделять главную мысль, позицию автора, сравнивать разные по взглядам источники на один и тот же вопрос, комментировать документы с собственной точки зрения. Сначала проводится обучение работе с документом, где главная задача научить учащихся формулировать ответ на вопрос к документу  и подтверждать его цитатой из документа, уметь определять интересы автора документа, научить графическим способам оформления данных. Эффективным методом, позволяющим начать исследовательскую работу, является проведения мини – социологических опросов, анкет, интервью по различным темам. Метод анкетирования является одним из методов исследования. Поэтому на занятиях я предлагаю в качестве домашнего задания провести опрос своих сверстников, родителей, родственников, знакомых. Учащиеся должны представить не только ответы на поставленные вопросы, они должны проанализировать полученные результаты, сделать определенные выводы. В младших классах для того, чтобы научить ребят умениям исследовательской работы я использую  познавательные и занимательные задачи. При ответе на поставленные в задаче вопросы, важно приучать учащихся начинать ответ со слов «я думаю».

Также ведется спецкурс «Основы   поисково – исследовательской деятельности», программа которого помогает правильно вести исследование. Занятия  по исследовательской работе учащихся  организованы по плану:      

  1. Введение (виды исследовательских работ, научно – практические конференции, конкурсы школьников). 2. Методология научного творчества (основные понятия поисково – исследовательской работы, общая схема хода исследования, поиск информации). 3. Этапы работы (выбор темы, составление плана работы, работа с литературой, понятийным аппаратом). 4. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста исследовательской работы). 5. Представление результатов исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к выступлению, культура выступления и ведения дискуссии).

Важным моментом при организации работы является вопрос о мотивации, так как главным условием  работы является добровольное желание учащегося. Это достигается следующим способом: возможность быть первым в исследовании вопроса, выступить со своей работой  на научно-практической конференции.  Участие на разных конференциях стимулируют ученика. На базе нашей школы ежегодно с 2007 года мы организуем улусную  научно – практическую конференцию «Назаровские чтения» при поддержке улусной и сельской библиотек, а также администрации села с целью увековечения памяти представителя первого поколения руководителей Якутии, первого наркома земледелия А.А. Наумова-Назарова. Для тех, кто впервые выступает на Чтениях, они являются точкой отсчета для дальнейшего развития. Здесь ребята оттачивают свое мастерство, получают советы, это дает возможность выступать уже на других уровнях. Исследовательская работа продолжается и в летнее время. Наши ребята в составе краеведческой экспедиции исследуют родной улус. Свои теоретические знания применяют на практике.

 Таким образом, поисково - исследовательская работа прежде всего побуждает интерес школьников к предмету; приобретенные учащимися  умения и навыки позволяют применять и развивать их  на практике; формировать умения и навыки исследовательской работы учащихся можно как на специальных занятиях, так и на уроках, используя при этом различные приемы и методы: работа с историческим документом,   решение познавательных и проблемных задач, написание учащимися  сообщений, докладов, рефератов.