Полный текст статьи
Печать

Принципы в проектной деятельности выступают в качестве регулятивов, которые нормируют проектную деятельность. Результаты исследований Л.А. Ивановой, Е.В. Петуховой, Н.А. Беломестновой, Е.С. Полат позволяют обосновать комплекс принципов педагогического сопровождения обучающихся в проектной деятельности. В данный комплекс входят следующие принципы педагогического сопровождения: принципа учета текущего состояния прогресса обучающихся; принцип прогноза и алгоритма пошаговых действий обучающихся; принцип профилактики рисков межличностных конфликтов; принцип вовлечения учащегося в активную деятельность с помощью набора поощрений; принцип взаимодействия учителя и ученика по контролю и учету результатов деятельности.

Л.А. Иванова считает, что необходима опора на субъектный опыт учащихся, когда ученик в ходе работы над проектом, имеет возможность применить собственные знания и опыт. Данный автор также считает, что необходимо учитывать интересы учеников, темп их работы, уровень знаний и опыта. Данные положения являются основой принципа учета текущего состояния прогресса обучающихся [1].

Е.С Полат считает, что принцип прогноза и алгоритма пошаговых действий обучающихся состоит в прогнозировании следующего достижимого уровня развития прогресса обучающегося. Прогностичность обусловлена самой природой проектирования, которое ориентировано на результат как будущее иное состояние. Принцип алгоритма пошаговых действий предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий, а далее - к программе действий и ее непосредственной реализации [3].

По мнению ряда ученых (А.К. Маркова, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан) значимость принципа профилактики рисков межличностных конфликтов, гибкого и быстрого реагирования на конфликтную ситуацию обусловлена тем, что межличностные отношения довольно серьезно влияют на характер совместной учебной деятельности учащихся и учителя. Основой этих отношений могут быть симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентаций или их расхождение, соответствие или различие индивидуальных стилей общения. В процессе проектной деятельности нельзя не учитывать возможные затруднения в общении, которые могут привести к межличностным конфликтам как среди самих обучающихся, также между ними и учителем. Так как конфликт является столкновением противоположно направленных интересов, целей, взглядов, позиций, связанных с решением проблемы, то можно сделать вывод, что межличностные конфликты происходят при столкновении двух или нескольких противоположно настроенных сторон.  М.М. Рыбакова считает, что межличностный конфликт возникает в сфере общения учителей и учащихся в процессе педагогической деятельности, в сфере их эмоционально-субъективного отношения.  В.М. Афонькова, Н.И. Самоукина, С.М. Березин видят основу межличностных конфликтов в целевых установках и ценностных ориентаций. Ряд ученых (М.Р. Битянова, Н.И. Самоукина, В.И. Журавлев) относят к межличностным конфликты на почве борьбы за лидерство, нарушение педагогической этики, ошибки в тактике взаимодействия, дискриминацию в отношениях к отдельным учащимся. В основе возникновения межличностных конфликтов также могут быть недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, как то: отсутствие преемственности в содержании и организации обучения, незнание специфики возрастных школьных периодов. Для разрешения конфликтной ситуации учитель принимает решение о способе устранения установленного противоречия. В связи с этим он должен получить достаточную информацию о содержании возникшего межличностного конфликта. При планировании проектной деятельности учитель думает о создании условий для самовыражения, самоутверждения прежде всего тех учеников, которые нуждаются в педагогической помощи; необходимо предвидеть способы вовлечения в работу каждого ученика и обеспечения сотрудничества учащихся.

Принцип вовлечения учащегося в активную деятельность с помощью набора поощрений основывается на позициях Л.А. Ивановой, Н.А. Беломестной, Е.В. Петуховой, Е.С. Полат. В частности, Е.В. Петухова [2] считает, что в центре проектной деятельности всегда находится ученик, который благодаря творческой сути проектной деятельности проявляет активность. Он имеет возможность реaлизовать себя, ощутить успех, показать свои знания и результаты.  Рaбота над проектом - это всегда кооперация,  так как осуществляется тесное взаимодействие обучающихся с учителем и между собой в проектных группах. Повышению ответственности, мотивации, учебно-познавательной активности способствует свобода выбора.  Это выражается в том, что обучающиеся имеют право выбрать тему проекта, партнера, способы получения информации, форму представления результатов своей деятельности. Связь исследования и реальной жизни позволяет соединить знания и практические действия. Трудность цели является для учащихся мобилизующим фактором. Также необходимо соблюдать обязательное прохождение всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур. Решение одних задач и проблем ведет к постановке новых задач и проблем, которые стимулируют развитие новых форм проектирования. Описанное выше можно обобщить до принципа вовлечения учащегося в активную деятельность с помощью набора поощрений.

Принцип взаимодействия учителя и ученика по контролю и учету результатов деятельности обобщает итоги деятельности и иллюстрирует эффективность проектной деятельности. Обратная связь после осуществления каждой проектной процедуры позволяет получать информацию о результатах и корректировать действия. Продуктивность позволяет подчеркнуть прагматичность проектной деятельности. На адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам указывает культурная аналогия. Необходимо понимать и чувствовать свое место в культурном процессе, уметь формулировать собственные взгляды на достижения человечества. При этом получение научных знаний должно осуществляться в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.

Таким образом, перечисленные принципы в своей совокупности позволяют осуществить педагогическое сопровождение в проектной деятельности и могут являться руководством для разработки модели педагогического сопровождения в проектной деятельности, которая предполагает структурирование проектной деятельности, осуществляемой совместно педагогом и учеником в виде целостной педагогической системы.