Полный текст статьи
Печать

Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает обоснованную тревогу у многих специалистов, в том числе педагогов. Так, за последние десять лет в Якутии неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья младших школьников приняли устойчивый характер. Анализ показателей здоровья младших школьников Якутии, проводимый в течение ряда лет, показал, что около 90% детей имеют нарушения физического и психического здоровья, 30-35% детей имеют хронические заболевания. В связи с этим, сохранение здоровья младших школьников и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Здоровье детей младшего школьного возраста вызывает обоснованную тревогу. По данным учёных Федерации Здравоохранения в настоящее время среди учащихся начальных классов в структуре заболеваний преобладают нарушения костно-мышечной системы, кровообращения, пищеварения, органов дыхания, нарушения зрительного анализатора, эндокринной системы.

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни ребёнка, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.

Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством укрепления здоровья младших школьников и их физического воспитания. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственный человеку: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. Игры и упражнения являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода — гиподинамии, так как дети основную часть времени проводят в статическом сидячем положении. Об этом в своих работах говорили врачи, психологи, физиологи и многие специалисты по физическому воспитанию.

Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми, с нарушением слуха. Актуальность проблемы определяется также низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, что требует определенных предпосылок для методического решения этих проблем.

 Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. В процессе работы по физическому воспитанию реализуется как общие задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха.

Решение оздоровительных задач – укрепление здоровье детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со стороны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских осмотров, правильную организацию режима дня в школе и дома.

Формирование основных движений и двигательных качеств – одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

 Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих младших школьников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умений. Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развлечению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия.

Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций педагогом. По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой материал предъявляется устно. Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвижных игр, выполнения упражнений. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано и регламентировано педагогом с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

В процессе физического воспитания у детей развивается произвольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, а затем и самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Дети учатся действовать в коллективе, согласовывая свои действия с действиями других детей, помогать им, проявлять инициативу, самостоятельность, выдержку в играх и упражнениях. Достижение успеха в выполнении заданий и упражнений способствует формированию у младших школьников оценки собственных возможностей, положительно отражается на личностном развитии ребенка. Важное значение для дальнейшего физического развития приобретает формирование у младших школьников интереса к занятиям физкультурой, участию в играх, соревнованиях.

Важное значение в системе обучения придается физическому воспитанию детей, направленному на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития.

Решение коррекционных задач связано с преодолением некоторых особенностей, обусловленных снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку функции равновесия, формирование правильной осанки, коррекцию и профилактику плоскостопия, развитие дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих младших школьников является развитие их ориентировки в пространстве. Правильно организованное физическое воспитание развивает активность детей, повышает работоспособность, что позволяет успешно проводить воспитательную и коррекционно-образовательную работу.

Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию.

Важное значение для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, с открывающимися возможностями решать воспитательные задачи и задачи развития речи и общения. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и  их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.

Нами разработана методика занятий подвижными играми различной направленности, которая была применена в процессе уроков физической культуры учащихся два раза в неделю.  Подвижные игры, используемые на уроках физической культуры подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся.  

Подбирая подвижные игры и физические упражнения к ним, с целью использования их для повышения уровня физической подготовленности, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств, а также учитывались отклонения в состоянии здоровья младших школьников. Была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.

На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества с учетом состояния здоровья младших школьников. Отбирая игры, мы стремились не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.

 Для детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, мы провели их анализ с учетом основных движений (ходьба, бег, прыжки и метания), которые организуют двигательную и игровую деятельность школьников младших классов.

Ходьба является естественным способом передвижения. При ходьбе повышается функциональное состояние организма, так как в работу включается большое количество мышечных групп.

Бег является сложным по координации локомоторным актом. Быстрое передвижение, быстрая смена положения участников игры требует проявления двигательных качеств. Усложнение игровых заданий, например, изменение темпа бега, бег с остановками и пр. Позволяют повысить интерес школьника к игровой деятельности. Общая нагрузка игр с бегом во многом зависит от уровня подготовленности занимающихся.

Игры-эстафеты очень эмоциональны, их значение в решении воспитательных задач велико. Моторная плотность таких игр составила 66,3-84,8 % от общего времени проведения подвижных игр на уроке.

В отличие от ходьбы и бега прыжки не являются циклическим движением, а состоят из нескольких последовательно и слитно выполненных движений.

 Подвижные игры с прыжками в сочетании с различными видами ходьбы и бега позволяют младшему школьнику с нарушениями слуха выполнять в среднем от 68,5 до 108,1 движений (шагов, прыжков, подпрыгиваний).

В играх с мячом преобладают индивидуальнее действия школьника, что позволяет дифференцированно проводить процесс физического воспитания. Кроме этого, игры с мячом существенно повышают мотивацию школьников к содержанию игры и своей двигательной активности.

Наше исследование подвижных игр с ходьбой показало, что младшие школьники с нарушением слуха при выполнении игрового задания в течение 2 минут совершают в среднем 55,8 шагов, при этом интенсивность игровых действий составила 27,9 шаг/мин. Показатели ЧСС составили в среднем 96,0 уд/мин. Интенсивность – 46,6 %.

При этом необходимо отметить, что учащиеся с интересом выполняли игровые задания. Выполнение игрового задания в течение 4 минут вызывает у них желание отдохнуть, а в конце игры они теряют интерес к игре.

Мы считаем, что при проведении игр с бегом достаточно 3 минут. Это будет оптимальным режимом игры на уроке с младшими школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Во время подвижных игр с прыжками в течение 3 минут школьники совершают в среднем 94,4 движения, при этом интенсивность составляет 31,4 шаг/мин. Показатели ЧСС составляют 123,4 уд/мин.

Исследование подвижных игр с мячом показало, что при выполнении игрового задания в течение 2 минут физическая нагрузка достаточна. Оптимальный вариант использования игры составляет, по нашему мнению, 4 минуты. Школьники с удовольствием участвуют в подобных играх.

Мы считаем, что при проведении игр-эстафет достаточно 3 минут. Это будет оптимальной нагрузкой для школьников с нарушением слуха при проведении таких подвижных игр.

Содержание методики использования подвижных игр на уроке физической культуры с младшими школьниками с нарушением слуха было следующим. Подвижные игры на уроке с детьми младшего школьного возраста могут проводиться во всех его частях. Временные параметры этих уроков распределяются так: подготовительная часть длилась 8 минут (27%), основная – 17 минут (56%), заключительная – 5 минут (17%).

Исходя из наблюдений за физиологической кривой нагрузки на уроке физической культуры с младшими школьниками с нарушением слуха в контрольной группе, мы наблюдаем чередование подъемов нагрузки и ее снижение, что свидетельствует о том, что тип нагрузки волнообразный. Нагрузка достаточная в аэробном режиме и соответствует физиологическим возможностям детей данного контингента. Нагрузка соответствует типу и задачам урока.

Можно наблюдать постепенное повышение ЧСС в подготовительной части урока, когда младшие школьники выполняли физические упражнения (разминка). Повышение ЧСС до 156 уд/мин в основной части связано с выполнением физических упражнений и подвижных игр.

Исследуя две физиологические кривые нагрузки на уроке физической культуры с младшими школьниками с нарушением слуха, мы наблюдаем, что тип нагрузки в обеих группах волнообразный, так как прослеживается чередование подъема нагрузки и ее снижение.  

Так как компенсация нарушения слуха идет за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими детьми.

Ребенок должен видеть, что ему предстоит делать, поэтому показ движений должен быть точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией. При этом особое внимание надо обратить на два момента:

- детей должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.

- при показе дети должны повторять задание вслух.

Педагог должен быть абсолютно уверен, что каждый ученик понял правила игры.

 Подвижные игры с их содержанием могут служить важным условием формирования системы компенсаторных процессов, которые лежат в основе сохранных психических образований, и двигательных возможностей детей, с нарушением слуха.

Коррекционно-педагогический процесс следует строить, основываясь на идеях об использовании сохранных возможностей в развитии ребенка и зонах его ближайшего развития.

При разработке научно-методических основ физического воспитания детей с нарушением слуха необходимо тщательно учитывать как структуру основного дефекта, так и двигательные возможности детей.

Не стоит забывать о том, что в составе группы могут быть учащиеся с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в нашей работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных возможностей и особенностей младших школьников, в соответствии с которыми и дозируется нагрузка на уроке.

Проведение подвижных игр с младшими школьниками с отклонениями в развитии должно соответствовать медико-педагогическим задачам.

Рекомендуются подвижные игры, охватывающие все мышечные группы. В задачи применения подвижных игр при этих заболеваниях входят: постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов, сердечнососудистой системы и организма в целом к физической нагрузке; понижение реактивности нервной системы. Полезные игры с ритмизированной ходьбой, с широкой и плавной амплитудой движения, а также игры, тренирующие вестибулярный аппарат. С учетом характера заболевания игры необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц, дыхательными упражнениями.

Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания, особенно углубленного выдоха.

Настоящее исследование явилось первой попыткой в конкретном и систематизированном виде представить возможные пути использования подвижных игр в организации коррекционного физического воспитания младших школьников с нарушениями слуха.

Постановка педагогического эксперимента непосредственно в условиях учебного заведения показала, что подвижные игры с коррекционной направленностью и достаточным двигательным содержанием опираются не только на механизмы компенсации, а создают условия активизации всех ее компонентов, усиливающих потенциальные возможности младшего школьника с нарушениями слуха на основе развития его моторики и совершенствования игровой деятельности.

 Определенными задачами при проведении подвижных игр с данным контингентом в общеобразовательном учреждении являются:

- содействовать восстановлению и укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, закаливанию организма;

- формировать навыки правильной осанки;

- формировать навыки правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;

- формировать основные двигательные умения и навыки;

- воспитывать устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физической культурой;

- воспитывать морально-волевые качества;

- содействовать формированию навыков культуры поведения.