Полный текст статьи
Печать

По мнению В. А. Сластенина,  технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Как считает Г. М. Коджаспирова  образовательные технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых независимо от возраста и уровня образования. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальной становится информационно – коммуникационная технология, которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.  Технологии бывают различного направления: технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии и др. 

1. Образовательная деятельность на основе ИКТ - это открытое (контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом.  Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке; позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий; повышается эффективность урока за счет наглядности, возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно; предоставляются широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. 

2. Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления, который позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

 Основные методические приемы развития критического мышления:   прием «Кластер», таблица, учебно - мозговой штурм, интеллектуальная разминка, эссе, приём «Корзина идей», приём «Составление синквейнов» , метод контрольных вопросов, приём «Знаю../ Хочу узнать… /Узнал…», круги по воде, ролевой проект.

3. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Цель технологии -стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт. Также прохождение следующих этапов деятельности: принятие  решения о выполнении какой-либо деятельности; формулирование цели и задач деятельности; составление плана и программы; выполнение плана; презентация готового продукта;  представление Портфолио. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 

4.Под технологией развивающего обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей (строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают).
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
         5. Использование здоровье сберегающих технологий в обучении  помогает сохранению и укреплению здоровья  школьников: предупреждает переутомление учащихся на уроках; улучшает психологический климат в детских коллективах; приобщает родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышает концентрацию внимания; снижает показатели заболеваемости детей, уровня тревожности. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. 

6. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов; осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний; исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы; подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. Обучение в  игре  позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

 В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели: стимулируется познавательная деятельность; активизируется мыслительная деятельность; самопроизвольно запоминаются сведения; формируется ассоциативное запоминание; усиливается мотивация к изучению предмета.  

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся, с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды».

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.