Полный текст статьи
Печать

Дидактическая игра не развлечение, а особый метод стимулирования их активности; игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребёнка, служить формированию его способностей; игра должна органически сочетаться с серьёзным, напряженным трудом, т.е. не отвлекать от учёбы, а способствовать интенсификации умственной деятельности.  

Правомерно ли учение без увлечения? Полагаю, что нет, т.к. тогда оно перестанет быть познанием. Познавать что - либо страшно интересно - открывать новое, неизвестное, любопытное, становится богаче, но это познание есть труд души и ума, иногда очень нелёгкий, требующий напряжение, терпения, воли, настойчивости.

   Это напряжение - процесс увлекательный, это ведь игра ума. А гимнастика ума для нормального человека - наслаждение.

   Дидактические игры развивают интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяют приобрести знания, дети любят соперничать не только на волейбольной площадке, но и за столом, за партой. Дети любят гимнастику ума и с удовольствием «скрещивают шпаги» в области знаний. Дидактические игры - одно из действенных средств воспитания ума, потому что:

  • они способны породить непосредственный интерес у детей;
  • они предоставляют возможность проявить самые разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, ораторские и многие другие;
  • Они вовлекают ребёнка в соревнование с другими людьми;
  • они обеспечивают самостоятельность в поиске знаний, в формировании умений и навыков, где их источниками могут выступать взрослые люди и книги;
  • они позволяют получить заслуженные поощрения за успехи, причём не столько за сам по себе выигрыш, сколько за демонстрацию в игре новых знаний, умений, навыков;
  • они способствуют самоутверждению, т.к. развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобится в их будущей жизни;
  • они развивают у детей зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и т.д.

У школьников зачастую снижен интерес к учению. Именно игра способна его разбудить. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что сама игра направляет ученика на овладение знаниями и умениями. Между соответственно обучением и дидактической игрой существует значительная общность и существенная разница.

          В играх заложена огромная информация различных знаний и сведений. Ребёнок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности.

            Представление о школе, как о заведении, в котором учатся, а не играют, так глубоко проникло в сознание, что кажется кощунственным предложение повесить на стенах длинных коридоров школы не унылую наглядность, а стенды, часто меняющиеся, с игровыми заданиями, занимательными вопросами и задачами, с рисунками, шарадами, умными забавами. Каждая наука, каждый учебный предмет имеет свою занимательную сторону. Элемент игры на уроке, тем более после урока, только способствует педагогам. Но для этого надо научить учителя играть. Особенно учителя начальных классов. Учебный процесс от этого только выиграет.

            Одна из первоочередных задач современной школы - добиваться глубоких прочных знаний, предусмотренных программой: научить каждого учащегося рационально пользоваться ими, овладеть соответствующими умениями и навыками. Следовательно, перед педагогической наукой и школьной практикой стоит актуальная проблема разработки путей интенсификации всего процесса обучения, и ведущее место здесь занимают дидактические игры.

            Актуальность данного вопроса заключается еще и в том, что развивая творческие качества личности, мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к математике, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции.  Развитие креативных способностей учащихся начинается с развития познавательного интереса в области математики, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, которая способствует успешному обучению в старших классах. Предлагаемая система   работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, на базе которой он сформировался, поскольку школа № 10 п. Лебединый  работает в направлении развития положительных компетенций в обучении и воспитании нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению и успешной в самореализации. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития творческих способностей учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, который естественно выходил бы за рамки урока - жизненную практику учащихся. Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, применение дидактических игр,  которые не являются традиционными в школе. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Рабочая гипотеза: если целенаправленно использовать систему дидактических игр на уроках математики с целью формирования навыков устных вычислений, то такая серьёзная учебная деятельность будет  способствовать более эффективному пониманию и закреплению математического  материала и интенсификации умственной деятельности даже тех детей, которые индифферентно относятся к учению вообще и к математике в особенности.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой мною  определены основные задачи исследования:

      1. Изучить состояние этой проблемы в психолого- педагогической и научно- методической  литературе.

      2. Выявить сущность  дидактической игры, как метода обучения.

      3. Выявить возможности игры при формировании навыков устных вычислений.

      4.Сформировать требования к игре.

      5. Разработать систему дидактических игр для изучения этой темы.

      6.С помощью мониторинга обученности и качества знаний отследить результативность моей работы у детей в старших классах.

           Для решения данных задач использовали следующие методы:

1.Изучение и анализ психолого- педагогической и методической литературы с целью выявления возможностей дидактических игр.

2.Наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе  с целью изучения состояния использования игр.

3.Анкетирование учащихся.

4.Контрольные срезы в классах, работающих по различным программам.

5.Изучение и обобщение опыта учителей.

Предлагаю систему игр по теме. Игры очень разнообразны, но апробированы были лишь некоторые. Их выбор определился с учётом всех требований, особенностей класса и каждого ученика.        Рассматривая это требование следует отметить, что лучше всего готовить игровые материалы со съёмными деталями для того, чтобы создать возможность многократного использования подготовительного материала или их частей в других играх. Очень яркие рисунки и детали дидактического материала отвлекают учеников от дидактической задачи, а не способствует её решению. Дети лишь восхищаются работой художника, а учителю необходимо потратить немало усилий, чтобы обратить внимание учеников на дидактическую задачу игры.

            Следовательно, дидактический материал, используемый в игре, должен быть динамичным, красочным, понятным детям, соответствовать содержанию игры, а не отвлекать от сути решаемой проблемы.

            Игра должна органически сочетаться со всеми другими этапами урока логическим завершением или продолжением одного из них, соответствовать теме урока и целям, дополнять и разнообразить урок, поддерживать высокую трудоспособность и активность учеников на протяжении всего урока, игра должна разнообразить и дополнить учебный процесс.

          Успешное проведение игры обеспечивается и эмоциональным настроем учителя. Если учитель сам увлечён игрой, то увлекаются и ученики: вся игра проходит интересно, приносит максимальную пользу.

           Дидактическая игра организуется и проводится с целью решения её дидактических задач, т.е. с целью получения результата.      

          Полученные данные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.Умелое руководство учителем игровой деятельностью учеников на уроке способствует чёткой работе по выработке определённых математических знаний, умений и навыков, позволяют за более короткий период времени выполнить большой объём работы, активизирует мыслительную деятельность учеников, способствует общему развитию.

2.Начальной школе необходимы игры, совершенствующие навыки устных вычислений, т.к. с их помощью учащиеся раскрывают конкретный смысл арифметических действий, овладевают приёмами табличного умножения и деления, учатся анализировать игровую ситуацию в целях выбора оптимального варианта,   могут потренироваться в овладении более сложных приёмов вычисления.

3.Игра должна иметь место на уроке, потому что она развивает ребёнка, помогает узнать новое и просто делает урок интересным.

4.Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности ученика. А оптимальный уровень познавательной активности может быть осуществлён при условии, если комплекс средств активизации учения школьников обеспечит взаимодействие деятельности учителя и учащихся, при котором воздействия учителя и стремления учеников будет соответствовать конкретным целям обучения.

      Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовал это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

      Игра- творчество, игра- труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка, сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся,  познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

      Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

      Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть математикой, «легко и счастливо». Лёгких путей в науке нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознали притягательные стороны математики.
       Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

       Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правило, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Основным в дидактической игре на уроке математики является обучение математике, игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дают наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

         На основании  анализов  уроков младших классах, результатов опытно- экспериментальной работы, анализов результативности обученности в классах, которые я выпустила( а это выпуск 2001-2003, 2004-2006,2007-2011), наблюдений за учебным процессом  в этих классах по  всем предметам  в старших классах(5-11классы), я разработала мониторинг успешной  обученности и качества  знаний и  с удовлетворением отмечаю, что задача  моя выполнена на достаточно высоком уровне ,т.к. дети показывают высокие результаты стабильно, как  первый выпуск, так и второй.  Высокие результаты по четвертям и за год –это 80% математика, остальные предметы 90-100%.

          Мониторинг успешности учащихся моего выпуска 2001-2003 составлен по 8 класс. В 2007-2008году в 9 классе обучающиеся сдавали обязательные экзамены по русскому языку и математике ГИА по новой форме, качество-90%. В 2008-2009г в 10классе и 2009-2010 году 11 классах  качество обученности по предметам в основном составляло 80-100%.  Итоговую аттестацию в 2009-2011году прошли также успешно: ЕГЭ по математике-90% качество, русский язык-100%. В классе два медалиста:1-серебро,1-золото. Поступление в ВУЗЫ 80%.

В своей работе опираюсь  на систему знаний:

- общей теории одаренности (Лейтес Н.С., Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская З.Н.,

Бабаев Ю.Д., Юркевич В.С.);

-  теории развития математических способностей школьника (Белошистая А.В.);

- исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам применения учителем дидактической игры (Крутецкий В.А., Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б.,Чистякова Г.Д., Бине Ж., Стенфорд А., Карне М.).

-технологии развивающего обучения  Г.К.  Селевко.- новые формы оценивания образовательных результатов учащихся Н.Ю. Конасова.