Полный текст статьи
Печать

Актуальность работы заключается в том, что развитие интереса к химии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции.  

А также данная тема напрямую связана с методической темой работы МКОУ СОШ № 10, поскольку речь идет о формировании и развитии ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Приведение задач и содержания обучения в соответствии с возможностями уч-сяпервостепенная задача, требующая серьезного анализа и решения.

Вопросы, которые я ставила перед собой это: как организовать образовательное пространство, чтобы ученик мог максимально проявить свой талант; как сделать так, чтобы ученик захотел учиться? как помочь ученику в его начинаниях?

В качестве методов были использованы:

  •  анкетирование;
  •  участие в районных конференциях;
  •  решение проблемных ситуаций;
  • активные формы уроков (урок – эксперимент, урок – путешествие, урок – фантазия и др.).

В первую очередь, в самом подходе к проблеме развития творческих способностей учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, который естественно выходил бы за рамки урока - жизненную практику учащихся. Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, применение дидактических заданий,  которые развивают монологическую речь и,  которые не являются традиционными в школе. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Основополагающими принципами данного опыта являются: способности  учащихся на уроках химии  и во внеклассной работе будет успешным, если  учитываются особенности психики обучающегося; учитываются общие особенности детей; учитель ориентируется на развитие личности ученика; используются специальные методические материалы по химии и биологии  для работы с детьми.

Основная идея моей работы: гуманистическое и развивающее обучение, обеспечивающее развивающую функцию образования, новую систему дидактических принципов, которые  предусматривают: самостоятельное «открытие» детьми нового знания; преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики; формирование единой картины мира; разноуровневое обучение, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; снятие стрессообразующих факторов учебного процесса; максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности; развитие вариативного мышления.

Главные принципы моей работы: строить урок так, чтобы вовлечь всех учащихся в активную работу, заставить их думать; ставить вопросы, находить ответы, делать выводы; непосредственно участвовать в эксперименте; рационально использовать свой труд на уроке и подготовке дом. задания; привить умение работать с книгой, приборами, таблицами, схемами, опорными конспектами, справочной литературой; побуждать учащихся к умственным усилиям; устранять перегрузку учащихся.

Современный урок отличается своим системным характером, обеспечивающим последовательное решение учебно-воспитательных задач, четкой организацией учебной деятельности учащихся, сознательной рабочей дисциплиной, гибкой неформальной системой контроля за уровнем знаний, умений учащихся.

       В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к     стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов. Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира.

         Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках учащееся готовят презентации под моим руководством, или при подготовке к урокам, подготовке к внеклассным мероприятиям- районной конференции «Шаг с в будущее», внеклассному мероприятию Неделя химии в школе, школьники самостоятельно готовят презентации, слайд-шоу. Презентации подготовленные учащимися отличные, они используются как на уроках, так и во внеклассной работе. Дети владеют определенными навыками компьтерных технологий, используют их в образовательных целях, владеют  способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобретают  навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

       Моя педагогическая деятельность ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.

Кроме того, мною компьютерная техника применяется  как средство контроля усвоения знаний учащимися, которая значительно расширяет доступ к источникам информации,дает возможность получения обратной связи,  а также применяю различные модели  компьютера на уроках.

      В практике преподавания химии мною применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса.    В кабинете имеется  медиатека по химии и биологии.

     Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ.И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, или  определенных опытов по органической химии, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток. Разработан урок по непредельным углеводородам с применением медиалекций.

      В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаю контрольные задания. Если учащиеся не могут  ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения.  Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире и используется как при изучении новой темы, закреплении материала , а также при опросе домашних заданий. В кабинете собрано более 500 готовых презентаций по химии и биологии.

          Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информации эмоционально насыщенным, а значит более продуктивным. Обучающие игры можно применять и для внеклассной работы по предмету(применение медиалекций).Применение компьютерных технологий напрямую связано с повышением качества и результативности обучения, соответствуют различным уровням познавательной деятельности: репродуктивной, эвристической и исследовательской.

Делая анализ педагогической  деятельности,  особо хочу остановиться на работе по методической теме: «Развитие монологической речи».

Учащиеся с удовольствием включаются в любой вид деятельности, предложенной учителем, активны, работают с большой результативностью, причем задания даются на повышенном и высоком уровне.

           Задания высокого уровня составляются с учетом  того, что более высокие уровни познавательной деятельности опираются на предыдущие и являются их следствием и результатом.

          На первоначальном этапе овладения  монологической речью использовались задания не сложные, репродуктивные, такие, как составить план прочитанного текста, составить рассказ, найти ответы на вопросы. При применении таких заданий учитывалось, что одновременно с содержанием усваивался и способ овладения новыми знаниями: от описания и сравнения фактов к их обоснованию, обобщению и формулированию выводов - от простейшего к сложному. По мере приобретения знаний и усвоения новых понятий у учащихся расширяются возможности  развития их монологической речи и вместе с тем появляется необходимость использования новых заданий, направленных на установление взаимосвязей между понятиями, их существенными признаками. Применяемые такого рода задания, как найти ответы на поставленные вопросы, а затем составить рассказ по ответам служат развитию речи учащихся, а также формируют самоконтроль. Важную роль играют также и такие задания, которые включают учащихся в эвристическую деятельность, что позволяет учащимся в дальнейшем правильно комментировать свои наблюдения, например – описать опыт и ответить на вопросы к данному опыту.Или  еще задание: составить план рассказа знакомого текста параграфа. Здесь учащиеся проявляют не только знания материала и умение выделять основные мысли, а также улавливать логическую последовательность изложения материала, находить четкие формулировки для заголовков к каждой части текста параграфа.

  Различные задания, методики, приемы апробировались на открытых уроках, на школьных и улусных методических объединениях, которые посещали мои коллеги, на районных педагогических чтениях им. Нициевских. Оценка проводимых занятий всегда была высокой.

-        Урок « Закон сохранения массы веществ»- открытый урок на школьном МО;

-        Урок « Жесткость воды»- открытый урок на школьном МО;

-        Урок « Общественный смотр знаний по теме « Углерод и кремний».

-        Урок –триллер по теме : «Углерод и кремний» районное МО;

-        Урок – путешествие  по теме «Коррозия металлов» -  «В царстве рыжего дьявола».

-        Урок- пьеса-зачет по теме « Водород. Кислоты . Соли».

-        Урок – Общественный смотр знаний по теме: «Электролитическая диссоциация».

-        Урок по теме « Многоатомные спирты».

-        Урок –семинар «Медиалекции на уроке по теме «Алкены в сравнении с алканами» - на районном МО, обобщение опыта на Республиканском семинаре в г. Нерюнгри 2007 г.

Все приемы и методы, применяемые на уроках, направлены на развитие монологической речи учащихся, лежащих в основе освоения стандартов повышенного уровня.

    А это значит:

-        учащиеся  свободно владеют терминологией, дают объяснение терминов своими словами  55%

-        применяют стандарт знаний в нестандартных условиях и проблемных ситуациях 67%

-        владеют  рациональными приемами работы и навыками самоконтроля 65%

-        умеют  самостоятельно применять знания, обладают  самостоятельностью суждений 65%

-        стремятся получать  дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьной программы 70%

Успех учителя –мастера зависит во многом от наличия у него специальных умений: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, исследования, владеть своим голосом, настроением, мимикой, движениями.

В своей практике сумела найти те методы и приемы, которые помогают мне осуществлять поставленные цели и задачи, использую комплекс словесных, практических и наследных методов обучения, особое внимание уделяю эксперименту, где уч-ся наблюдают, исследуют, делают соответствующие выводы. Особое внимание также уделяю закреплению и отработке материала, заучиванию определений, законов, понятий, химических знаков, переносу знаний в нестандартные условия, их применению в новых условиях.

    На своих уроках ввожу элементы  развивающего обучения-сравнения,    обобщение, выводы, учу рассуждать, говорить. Для отработки монологической речи применяю опорные конспекты, тексты, тесты, коллективное решение задач, тренировочные упражнения (все работы систематизированы в электронном варианте). Дидактическая  и познавательная функция тренировочных упражнений обеспечивает обучающим анализам, в ходе которого учащиеся обнаруживают свои ошибки, объясняют их, исправляют. Так происходит усвоение знаний, оно сопровождается умственным развитием учащихся, что, в свою очередь связано с формированием у них элементов научного мировоззрения, черт характера и норм поведения. Анализируя свои уроки прихожу к выводу- тщательная подготовка к урокам, правильный выбор методов и форм  обучения, подхода к учащимся, дающим обратную связь - вот залог успеха учителя на уроке. Виновником не всегда удачных уроков тоже вижу себя, ищу пути устранения не сработавшего механизма.

Большую помощь мне оказывает тот дидактический материал, который я изготовила и систематизировала. Мною систематизирован по химии дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал, в кабинете имеется достаточно хорошая медиотека, методическая, справочная литература по биологии и химии, дома имеется вся оргтехника, множительная техника, интернет. Главным в воспитательной работе на уроках и внеклассной работе считаю: установление хороших взаимоотношений ученик- учитель, научить учеников правильному культурному  диалогу, общению между собой и со старшими. « Каждый учитель и каждый ученический коллектив- потенциальная исследовательская лаборатория. Сама обстановка школы ставит ученика  и учителя в позицию исследователя.

В учительской лаборатории в силу характера самого педагогического процесса и шлифуются решения всех педагогических проблем педагогики. Успех учебно-воспитательного процесса в школе в конечном счете решает учитель. Он всегда в поиске. Он стремится всегда быть в курсе современной науки, последних достижений педагогической мысли и передовой учительской практики. Педагог- это человек, основательно знающий свой предмет, который он преподает, и владеющий по выражению Ушинского « воспитательной силой». А «сила» эта зависит от того, насколько глубоко понимает учитель психологию детей и подростков, как умеет руководить своими учениками в освоении науки. Поэтому методическая тема по предмету продолжается в исследовании результатов работы учащихся. Работа по освоению данных целей и задач проводилась большая, однако, есть недостатки: не все дети владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля; навыками решения задач; терминологией. Причина в том, что времени на отработку и закрепление знаний по программе почти не отводится. Мои учащиеся систематически занимают призовые места на районных предметных олимпиадах.