На сегодняшний день воспитание личности одна из неотъемлемых задач качественного образования. О воспитании говорят все: и педагоги, и родители, и общественность. Потому что мы все причастны к воспитанию. Зная того, что воспитание возникло на основе любви к детям, древние мыслители считали, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. В педагогических представлениях якутов четко прослеживается мысль, что успешное воспитание возможно лишь при условии проникновения в природу человеческой души, в внутренний мир человека. В философии это означает: «человек знает самого себя лишь постольку, поскольку знает мир. Ибо он осуществляет мир только в себе, а себя - только в нем».
Каждый раз при общении со своими учениками, приходится убеждаться в том, что каждый из них уникален, каждый индивидуален, каждый - личность. Все проявления личности это результат воздействия, окружение которое повлияло на формирование личности в процессе ее становления. Мораль, этические нормы поведения человека, это есть основные компоненты человеческой психики, о которых не стоит забывать при формировании личности учащихся. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, общество, отечество. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце - это угроза для юного человека, деформация его личностного развития.
Не часто, но иногда слышишь среди школьников (и старших, и младших) ответы: «ничего не изменится», «ничего не знаю и знать не хочу» «а мне все равно», «это их проблема», «все так говорят». А это – уже проблема. Проблема как никогда актуальна в настоящее время. Одним из конкретных действий в преодолении равнодушия, состояния безысходности это наше взрослое отношение ко всему происходящему. Надо нести своим ученикам позитивный, положительный настрой. Нужно создавать ситуации, в которых они будут действовать, решать, думать, находить сами. Нельзя сводить только к показу компьютерных презентаций. Стоит организовать небольшие группы, которые будут сами реализовывать в виде театрализованных постановок, события из жизни школы, города, страны, активно высказывать свое мнение, делиться своими впечатлениями о происходящем, и результатом может стать формирование наличие активной жизненной позиции, что является немаловажным качеством личности. Педагогам всегда надо помнить, что с малого зарождается большее.
Дети, особенно, учащиеся начальной школы, очень чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому их надо учить жить по законам природы, быть добрыми, как учили наши предки. Обращение к природе как ценности способствует формированию у малыша-школьника понятия «живой и уважения ко всему, что есть «живое».
Процесс познания – творческий процесс, где учитель и учение одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества. По существу своего призвания учитель является верным гражданином своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций представляет собой великую воспитательную силу, поэтому педагог должен сам быть патриотом и пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Сегодня общество требует инновационного человека, «нового» учителя. Этот учитель - исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства. Он - пропагандист этнокультурных ценностей, своеобразный посредник в обществе и социуме. Учитель должен любить детей, любить себя; быть счастливым (несчастливый учитель не может работать в школе, учить и воспитать детей); знать народную педагогику; владеть новыми педагогическими методами и технологиями, знать и уважать культуру других народов.
Цель деятельности каждого учителя сегодня состоит в том, чтобы способствовать становлению личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя родной этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства, способного самоопределяться в мировой цивилизации. В педагогическом плане среди базовых ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя, ценность Педагога.
Изложенное выше позволяет отметить, что в условиях процесса инновационных стандартов в образовании является Учитель, чьи уровни развития ключевых и профессиональных компетентностей, эмоционально-чувственное состояние определяют многое в воспитании нового поколения. А школа должна обеспечивать удовлетворение этнокультурных запросов, стать компетентной постоянно изменяющимся требованиям окружающей жизни, развивающейся, развивающей.
Таким образом, любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. А в этой большой семье Учитель - носитель духовного опыта человечества.