Полный текст статьи
Печать

Роль трудового воспитания очень важна в современном образовательном процессе, так как является залогом кадрового обеспечения трудовыми ресурсами в будущем и носит фундаментальный характер. Антона Семенович Макаренко, не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде, в его коммуне труд носил промышленный характер. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. Через трудовую деятельность, в начале своего становления личности, ребенок познает окружающий мир в действительности и уже, потом начинает применять теоретические знания.

В «Лекциях о воспитании детей» Антон Семенович говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

По мнению педагога, трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем, поэтому большую роль в  трудовом воспитании главное влияние оказывает семья. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

А. С. Макаренко был глубоко убежден, что идея «беззаботного детства» чужда социалистическому обществу и способна нанести огромный вред будущему. Жизнь подтвердила правоту его чеканной формулы: единственная форма радостного детства – посильная трудовая нагрузка. В таком приобщении к делу старших поколений Антон Семенович видел большой смысл: «Наши дети только потому счастливы, что они дети счастливых отцов, никакая иная комбинация невозможна». А затем ставил вопрос ребром: «И если мы счастливы в нашей трудовой заботе, в наших трудовых победах, в нашем росте и преодолениях, то какое мы имеем право выделять для детей противоположные принципы счастья: безделье, потребление, беззаботность?»

Очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которому воспитанники посвятят себя, став взрослыми.

Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, а затем и производительного труда воспитанников в кустарных мастерских, Макаренко заключил, что в процессе  трудового воспитания надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Через руки и сердце выдающегося педагога прошли сотни беспризорных детей; многие из них – в результате пробелов, или, как он говорил, брака, в семейном воспитании. И многолетние наблюдения за поведением пополняющих колонию и коммуну ребят обнажили одну социально-психологическую особенность: в предшествующей жизни у них возникали стойкие правовые эмоции, даже рефлексы, когда мальчик или девочка были уверены, что все его обязаны кормить, одевать и т. Д., а они никаких обязанностей по отношению к обществу не имеют.

Общие принципы и методы воспитательной работы, которые выдвинул Макаренко, полностью применимы и в школе. Производительный труд, демократические, равноправные отношения между учителями и учениками, педагогическое мастерство, постоянный творческий поиск, эксперимент – таковы в его представлении неотъемлемые черты жизни школы. И в то же время он считал, что ни один раздел школьной педагогики так слабо не разработан, как методика воспитания.

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и прочее.

В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех объединяла одна задача – помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом.

Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на технике, только пробуждает любознательность, интерес к труду, к исследованиям, способствует развитию широкого кругозора. А потому становятся закономерными успехи в обучении.

Анализируя свое участие в трудовом коллективе, обучающиеся сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, «научились жить и работать в коллективе”, «уважать труд других”, «считаться с мнением товарищей”, «подчиняться воле коллектива”, «узнать цену труду», «научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд» и т.д.

Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат, также он подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности.

И в своих художественных произведениях, и в устных выступлениях А. С. Макаренко не уставал разъяснять ту, как ему казалось, простую мысль, что производительный труд – сильнейшее педагогическое средство в условиях коллективного хозяйства, потому что в этом труде в каждый его момент присутствует экономическая забота. «…В трудовом усилии,- говорил он, обращаясь к современникам,- воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т. Е. воспитывается правильное отношение к другим людям,- это уже будет нравственная подготовка. Человек, который старается на каждом шагу от работы увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный человек в советском обществе».

Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке.

В современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.

Несмотря на изменение условий функционирования школ, и новые предъявляемые требования к образовательным учреждениям, гениальность педагогики Макаренко всегда будет оставаться современной, ибо не может быть несовременной жизненно-ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.