При формировании социокультурной компетенции учащихся учителя русского языка опираются на технологию личностно-ориентированного обучения. В практике школ личностно-ориентированный подход эффективно воздействует на все компоненты педагогической системы: образовательные и воспитательные цели, содержание обучения, методы и приёмы, технология обучения. А также он воздействует и на весь учебно-воспитательный процесс в целом: взаимодействие учителя и учащихся, ученика и средств обучения, при этом он способствует созданию комфортной для учащихся обучающей и воспитывающей среды.
Анализ работ М.В. Болина, Е.М. Верещагин, Г.В. Елизарова, И.А. Зимней, Ж.Ю. Мишанина, Е.С. Пассова, И.Л. Плужникова, В.В. Сафонова и др. позволяет нам удостовериться, что социокультурная компетентность является базовой составляющей профессиональной компетентности. Социокультурная компетенция входит и в состав коммуникативной компетентности и при этом является ее компонентом. Социокультурная компетентность понимается в литературных источниках как владение совокупностью знаний, умений и качеств, которые необходимы для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях, с учетом культурных и социальных норм коммуникативного поведения.
Как показывает анализ понятия «коммуникативная компетенция» учеными были выявлены ее основные функции и компоненты. Иноязычная
коммуникативная компетенция - это иноязычное общение, которое проходит в содружестве с его функциями информативной, познавательной, когнитивной, регулятивной, побудительной; эмоционально-оценочной, ценностно-ориентационной, этикетной. Психолого-педагогические исследования, проведенные ведущими зарубежными и отечественными лингвистами, социолингвистами и методистами: Э.Г. Азимовым, Н.В. Баграмовым, Д. Хаймзом, Г.В. Елизаровой, И. А. Зимней, А. А. Леонтьевым, Е.И. Пассовым, В.В. Сафоновой, А.Н. Щукиным показывают, что коммуникативная компетенция включает в себя отдельные компоненты: лингвистическую компетенцию (языковую, речевую, дискурсивную компетенции); предметную (тематическая компетенция); социокультурную компетенцию; социальную компетенцию; технологическую компетенцию; компенсаторную компетенцию; дискурсивную компетенцию.
На сегодня процессы глобализации, интеграции в мировое образовательное пространство ставят новые цели перед системой образования, которые в свою очередь отражаются в образовательных госстандартах и нормативных документах Министерства образования. В век глобализации и мирового образовательного пространства эффективным является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучаемого контингента, которое обеспечивает учащимся владение русским языком как средством межкультурного общения. Практика показывает, что межкультурное общение вызывает у учителей общеобразовательных средних школ сложности, как в процессе обучения, так и в условиях реальной коммуникации, поэтому наше внимание направленно на этот компонент, а именно на социокультурную компетенцию учащихся.
Среди ресурсов Интернета, которые можно эффективно использовать в обучении русскому языку, выделяют следующие:
- интерактивные игры;
- учебный телекоммуникационный проект - собственный информационный ресурс;
- телеконференции образовательного назначения.
Принцип диалога культур в учебно-воспитательном процессе предполагает соизучение иностранной и родной культур. Если учащиеся любой страны будут знать собственную национальную культуру и родной язык, то это поможет им глубже, сознательно и эффективно познавать культурные особенности страны изучаемого языка. Только в сравнении учащиеся могут увидеть и понять характерные черты, которые отличают одни языки и культуры от других.