Полный текст статьи
Печать

В современное время обществу нужны грамотные, высокообразованные специалисты, готовые уметь работать в разных сферах деятельности. Каждая работа требует определенных навыков самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится. Роль самостоятельной работы значительно увеличивается, а это приводит к тому, что и преподаватель, и студент должны воспринимать самостоятельную работу под углом поиска дополнительного учебного материала, который инициирует преподавателя и студентов к самореализации и самообразованию.

Формирование положительной мотивации на само­развитие, профессиональное самосознание, способность к самоанализу, стремление к самовоспитанию и самообразованию оказывают преимущественное влияние на профес­сиональное становление учителя в поствузовский период. Великий педагог XX века А.С.Макаренко когда-то, имея в виду учительство в России, писал: «Мы не можем рассчитывать на 40 тысяч талантов, нам нужно 40 тысяч мастеров».

В педагогике и психологии проблемой самообразования занимались такие ученые как А.К.Громцева, М.А.Данилов, Г.С.Закиров, Л.С.Колесник, Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин и др.  В их работах мы находим результаты исследования сущности процесса самообразования, условия и средства развития саморазвивающейся личности, пути и средства управления и самоуправления самообразовательной деятельностью и др. 

Т. Завгородняя изучает такой аспект, как совершенствование самостоятельной работы студентов в контексте кредитно-модульной системы. В своих научных исследованиях она акцентирует внимание на том, что в связи с принятием Болонской декларации увеличилось количество часов в учебных планах на самостоятельную работу, поэтому предлагает схему повышения ответственности студентов по самостоятельной работе.

В. Мороз в своих публикациях настаивает на том, что самостоятельная работа студента - это ключ к знаниям. Весомыми научными исследованиями в русле самостоятельной работы являются труды И. Зимней, которая акцентирует внимание на таком аспекте, как показатель готовности к обучению, а именно обучаемость.
А. Кудрявый, В. Сыпченко анализируют концептуальные основы организации самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная работа – это запрос времени, но она требует тщательной подготовки, серьезного подхода, а также принятия и предоставления преподавателями и студентами как будущими специалистами веской концептуально-прикладной внимания в образовательном пространстве, поскольку это естественный, доступный и единственный путь к достижению успеха [2].

Для того, чтобы уметь работать самостоятель­но, мы учимся заниматься самообразовани­ем обучаясь еще в вузе. В этот период помощь в самообразовании начинается с рекомендаций, как учиться, что­бы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно при­носило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию. Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овла­дения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой.

Для приобретения студентами навыков самостоятельности важным направлением работы преподавателя является создание благоприятных условий приобретения студентами навыков, поэтому мы считаем организацию самостоятельной работы первым шагом в научно-исследовательскую работу. Прежде всего, организация самостоятельной работы обеспечивается средствами, а именно: учебниками, конспектами лекций, методическими пособиями, электронными ресурсами библиотек, библиотеками, Интернетом. Термин «организация» означает упорядочение, сведение чего-то к определенной системе, придание чему-то планомерного, согласованного характера. Организация – это определенный порядок в построении и функционировании тех или иных объектов. Рациональная мера организации нужна для правильного функционирования каждой системы. Рациональность помогает избежать неопределенности в процессах, обеспечивает правильные (конструктивные – добавляет автор) отношения между людьми, способствует овладению необходимыми трудовыми навыками и умениями самостоятельной работы [1].

Во время самостоятельной работы, если преподаватель достиг позитивной открытости со стороны студентов и весь процесс учебной деятельности основывается на общении, то во время экзаменов у студентов будет происходить озарение, потому что они уважают своего преподавателя.  

Самообразование студентов является одной из результативных форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности, в ходе которой формируется «саморазвивающийся» специалист.

Исходя из выше сказанного необходимо отметить то, что профессиональное мастерство характеризуется, прежде всего, способностью самостоятельно приобретать необходимую информацию; быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях; постоянно повышать уровень своего самообразования. Поэтому обучение не может отвечать современным требованиям, если в педагогике не будет уделено внимание вооружению студентов системой умений и навыков умственного труда, от сформированности которых зависит качество их знаний. Только те знания, которые студент получил самостоятельно, через собственный опыт, мысль и деятельность становятся его прочным достоянием. Это приведет к тому, что компетенции, которыми овладел студент, станут ключом жизненного успеха.