Полный текст статьи
Печать

Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание и средства нравственного воспитания в семье и школе. Богатое духовное наследие Г.Н.Волкова позволяет нам представить этнопедагогизацию образовательной деятельности сельских школ как «естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических)культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями  создающими воспитательную среду, этнопедагогическое пространство».

В Республике Саха (Якутия)  Концепция развития национальных школ способствовала созданию новой законодательной базы образования, появлению различных моделей образовательных учреждений, инновационных проектов. А этнопедагогическая направленность в новых моделях образовательных учреждений понимается нами как проекция на воспитание, обучение, развитие и социализацию личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях глобализации.    

В 2007 году на базе Арылахской средней школы создан  Этнопедагогический центр «Айылгы» (балаган),  построенный силами учителей, родителей и  учащихся старших классов. В архитектурном плане это здание, которое представляет собой богатый этнографический материал, отражающий традиционное мировоззрение саха. Народ саха строил свой дом (бала5ан) в соответствии с принципами  функционирования мира, которое достигалось борьбой добра и зла.

    В нашей  работе  «Айылгы» - это именно та среда, которая имеет необходимое и достаточное разнообразие, подчиняется абсолютным законам природы, соответствует традиционному мировоззрению якутов, является предметно – эстетической, культурной и научной  базой воспитания детей.Основные задачи деятельности: сотрудничество школы с семьями и общественностью, трансляция  и обобщение опыта семьи в  воспитании  детей,организация научно-исследовательской работы  школьников и учителей, содействие  комплексному восприятию ценностей истории и культуры народа саха.  В центре проводятся обрядовые мероприятия, научно-практические конференции, мастер-классы, вечера-встречи с передовыми, талантливыми людьми туэлбэ (села), семинары – практикумы, круглые столы со взрослым населением, образовательный  марафон и т.д.Центр свой мы видим как одно из основных условий развертывания этнопедагогического диалога культур, организован в целях создания пропаганды национальной культуры и народной педагогики среди населения, общественности.Своеобразие культурно-образовательного, воспитательного пространства центра,  рассматриваемое  как педагогическая категория и как условие развития личности, которая проживает в освоенной ею среде (природной, культурной, социальной), способствует сплочению как ученического, так и педагогического коллектива и семьи. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность вхождения в культурно-образовательное пространство включают в себя этнопедагогизацию семьи и школы, единство содержания учебной и внеучебной деятельности, а также повышение уровня общей и педагогической подготовки учителей, соответственно, педагогической культуры и родителей. В рамках жизнедеятельности  Арылахской средней школы и центра «Айылгы»  и сферы их взаимовоздействия сделано немало. С 2007 по 2016 год  проведены:  кустовые и улусные научно-практические конференции, научно-методический семинар, этнопедагогические чтения,  районный семинар-марафон директоров на базе «Айылгы» в с.Бала,  выездные семинары-практикумы в Эльгетской, Табалахской, Сартанской, Суордахской, Адычинской средних школах района, экспедиции, Дни Духовности  совместно с Центром  народной педагогики им. К. С. Чиряева. Между «Айылгы» и центром народной педагогики (дир. Ф. А. Васильева)  заключен договор о сотрудничестве. Основные направления  сотрудничества: пропаганда идей этнопедагогов Г. Н. Волкова, К. С. Чиряева,  трансляция лучших традиций народной педагогики, расширение сетевой научно-исследовательской деятельности   аспирантов, соискателей нашей школы. Основными  темами   работы  данных мероприятий были: «Воспитание детей и народная педагогика: проблемы, опыт, перспективы», «Этнокультурное поле учебно-воспитательного процесса», «Современная школа как носитель и транслятор этнокультуры», «Народные традиции и современность в воспитании молодого поколения», «Воспитание духовной личности в условиях сельской школы»  и др.

С 2004 по 2006   год  три  выпускника  Арылахской средней школы   стали кандидатами педагогических, филологических и   ветеринарных наук.  2 выпускницы являются  аспирантами очного и заочного обучения  СВФУ им. М.К.Аммосова  по специальностям «социология» и «биология». 3 выпускника являются соискателями – СВФУ, Института гуманитарных исследований, ЯГСХА.

В работе этнопедагогического центра «Айылгы» особое внимание уделяется эмоциональной стороне восприятия от приобщения детей к жанрам народной культуры, при этом, не игнорируя рациональной стороны воздействия, придается большое значение личным наблюдениям, контактам, встречам учащихся с подлинными памятниками культуры, произведениями искусства, с деятелями литературы и искусства, народного фольклора, талантливыми носителями традиционной культуры. Ежегодно проводимые школьные конференции, чтения, смотры художественной самодеятельности, конкурсы  развивают у детей наблюдательность, навыки собирательской работы, исследовательского опыта, творческую самостоятельность, чувство национального достоинства и уважительного отношения к достижениям других культур. Овладение в условиях диалога культур нравственными национальными ценностями, приобщение учащихся к празднично-игровой,  культуре, народным художественным промыслам (плетение из конских волос, резьба по кости и дереву), национальной обрядности и символике, исконным видам трудовой деятельности и усвоение традиционного стиля межличностного общения- все это является приоритетным  направлением в работе центра.

Одним из положительных результатов деятельности центра «Айылгы»  является публикация сборников   научных статей и докладов по материалам  конференций и семинаров. В сборниках вошли  статьи и доклады  учителей, работников ДОУ,  родителей  и учащихся  школ Верхоянского, Амгинского, Усть-Алданского, Горного, Чурапчинского районов, г.Якутска, ученых из Чувашии, Калмыкии, Алтая  по  проблемам  воспитания и обучения  детей,   использования  образовательных технологий и  стандартов, опыт семьи, внеклассная деятельность, работы по краеведению, экологии и т.д. В центре собраны альбомы-раскладушки лучшего опыта семьи  Арылахского, Суордахского, Сартанского и Дулгалахского наслегов Верхоянского района.

 Деятельность  центра   распространена    не только в районе, но и  в республике и  за ее пределами.   Проведены выездные  обмены опытом центра с   Ойской средней школы Хангаласского,  Легойской  средней школы  Усть-Алданского районов с участием директоров района.  Статьи   педагогов  опубликованы в сборниках научных статей   по материалам всероссийских и международных  научно-практических конференций, форумов   г. Москвы, Хабаровска, Чувашии,  Алтая, Бурятии, Праги  и др. А также  учителя  были участниками  III Всероссийских Волковских чтений «Педагогика любви и примера»-  Вилюйск, 2010г,  V Международных Волковских чтений Чебоксары- 2012, II Международного Фестиваля педагогических идей «Стандарты нового поколения: методика и практика обучения» – Чебоксары, 2014 г., Международной заочной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы». - Москва, 2014 г., Х1международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» - Прага, Чешская республика,2016г.

Таким образом, созданное на основе традиций народной педагогики якутов культурно-образовательное, воспитательное пространство и действующий конструктивный опыт центра «Айылгы» приобретают особую значимость и актуальность в  воспитании  детей в условиях глобального мира.