Полный текст статьи
Печать

Современные социально-экономические условия характеризуются нерешенными жилищными проблемами, резким поворотом в ценностных ориентациях общества и снятием многих моральных запретов, засильем интернета в жизнедеятельности детей и подростков. Все эти явления непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал, что прямо или косвенно способствует формированию у детей различных личностных деформаций. Случается так, что дети, имея хороший интеллектуальный потенциал, не проявляют активности ни в учебе, ни в общении со сверстниками, пасуют перед реальными жизненными трудностями, впадают в уныние и даже в депрессию. Этот феномен, широко известный в зарубежной психологии, получил название выученной беспомощности.

Открытие феномена выученной беспомощности относят к 1964 году, когда в Университете Пенсильвании проводилась серия экспериментов над собаками по схеме формирования классического условного рефлекса И.П. Павлова. Основоположники теории беспомощности (Б. Овемайер, М. Селигман, Л. Абрамсон) рассматривали выученную беспомощность как состояние, возникающее в качестве реакции на неконтролируемые, преимущественно негативные события.

В отечественной психологии в 90-е гг. в работах Д.А. Циринг была расширена классическая трактовка беспомощности как состояния до рассмотрения ее как устойчивого образования – личностной беспомощности. Личностная беспомощность понимается как «устойчивое образование, проявляющееся в неспособности и нежелании преодолевать жизненные трудности, создающее предрасположенность к частому и лёгкому возникновению состояния выученной беспомощности» [1, с.215].

Личностная беспомощность формируется в процессе индивидуального развития под влиянием различных факторов. Наиболее важными из них представляются нарушения в системе семейных взаимоотношений, включая такие формы семейного неблагополучия как социальное сиротство, неполные и девиантные семьи, безнадзорность в семье и различные нарушения в системе воспитания.

В данном направлении наиболее изучена роль родительских стилей воспитания, роль травмирующих событий, роль стиля объяснения и роль поисковой активности в формировании личностной беспомощности [2, 3].

По мнению автора концепции поисковой активности В.С. Ротенберга, формирование выученной беспомощности можно предотвратить развитием оптимистического атрибутивного стиля, высокой самооценки и уважения к себе. Также необходим опыт преодоления трудностей, то есть поисковой активности, при этом не важно, в какой сфере жизни он был получен. Здесь очень важную роль играет вся система взаимоотношений с родителями и с учителями. Значимые взрослые должны обеспечивать ребёнку адекватную обратную связь, знакомить его с разными сторонами реальности, показывать, что ребёнок сам может что-то изменять в своей жизни [2, с.26]. При этом отмечается, что «особенностью массовой школы является то, что активность, самостоятельность, творчество школьников в обучении поддерживается крайне мало, недостаточен учет субъективного опыта ребенка, его потребностей и интересов. Подменяя естественную активную и творческую деятельность человека пассивным восприятием и репродуктивным воспроизведением, стремление к автономности и осмысленности с исполнительностью и дисциплиной, ценность приобретаемого опыта ценностью внешнего атрибута (отметки), а личностное самоутверждение подчиненностью и конформизмом, высока вероятность, получить на выходе инфантилизм, иждивенческие настроения и даже выученную беспомощность» [4, с.72].

Солнцева Н.В. в своей статье рассматривает причины формирования выученной беспомощности, ориентируясь на концепцию поисковой активности В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского. Поисковая активность образуется у нас  с самого раннего возраста и в процессе воспитания развивается или исчезает. Солнцева Н.В. описывает частые вида подавления поиска у ребенка:

- удовлетворение базовых потребностей в еде и движении;

- двигательная активность;

- управление временем и социальная сфера [5, с.174].

При неудовлетворении ребенка родителями в потребности в еде и движении, поисковая активность подавляется в раннем детстве. Часто родители ограничивают своего ребенка: кормят в одно и то же время, пеленают, ограничивая его движение. В данное время ситуация меняется к лучшему, но незначительные стороны подавления активности все таки у детей остаются.

Потребность ребенка  все делать самому: кушать, одеваться и т.д. достигается в 3 - 5 лет. Многие родители, в это период, запрещают детям самостоятельно делать что-либо («не трогай», «отдай»), либо дают делать то, что ребенок уже привык делать. Поэтому у ребенка формируется двигательная беспомощность. Она проявляется в виде лени.

В дошкольном и младшем школьном возрасте проходит период освоения категории времени, который сопровождается экспериментами и ошибками. Часто этот эксперимент прерывается родителями введением режима дня «время читать уроки», «время играть», «время делать домашнее задание», «время спать». Такое воздействие на ребенка, не учит его быть самостоятельным и при этом формируется беспомощность в управлении временем.

У младших школьников слаживается стиль объяснения удач или неудач, происходящих в жизни. Д.А. Циринг отмечает, что у ребенка возникают вопросы  травмирующим событиям и ребенок ищет на них ответы, задавая родителям или близким, почему так произошло. Здесь очень важную роль играют взрослые и родители. Они должны объяснить ребенку, что эти события  носят временный характер, что это произошло только в одной сфере ребенка, а в остальном все хорошо.

В младшем школьном возрасте главной фигурою становится – фигура учителя. Часто учителя применяют контролирующие действия, используя слова «ты обязан» и различные работы с детьми. При таком отношении учителя к ребенку, у ребенка уменьшается чувство самоконтроля над ситуацией и значительно выделяется беспомощность ребенка. Если учитель хвалит учеников за самостоятельность и ориентируется на достижения ребенка относительно его собственных успехов, а не успехов его сверстников, тогда у  детей проявляется активность, у них появляется желание участвовать в деятельности оптимальной для их возраста [3, с.45].

В подростковом возрасте происходит развитие самосознания, саморегуляции и самостоятельности. В этом периоде у подростков начинается поисковая активность в социальной среде, построение отношений и установление пределов допустимого поведения. При ее подавлении беспомощность уже закрепляется и возникает состояние апатии и депрессии.  О личностной беспомощности как устойчивом образовании можноговоритьначиная именно с подросткового возраста, когда формируется личность человека.

 Согласно результатам исследования Е.В. Забелиной, подростки с признаками беспомощности не разговорчивы, замкнуты в себе, не вступают в контактс одноклассниками и не завязывают новые знакомств [6, с.78]. Эти школьники, как правило, не проявляют инициативу на уроках, тяжело принимают самостоятельные решения, склонны к конформизму. Они редко участвуют в общественной жизни класса, не имеют  увлечений, занимаются чем-либо только по инициативе родителей. В общем, подростки с признаками беспомощности проявляют меньшую активность, как в учебе, так и во взаимодействии с окружающими, нежели их «небеспомощные» сверстники. В связи с тем, что этот возраст является критическим  для закрепления личностной беспомощности,  черты становятся характерными на поведение человека на протяжении всей жизни.

Исследования Д.А. Циринг показали, что основным фактором риска для формирования личностной беспомощности является наличие нарушений в воспитании родителей своего ребенка. У ребенка врожденные особенности нервной системы и генетически унаследованные особенности, эти факторы говорят о наибольшем влиянии на признак беспомощности. Проанализировав отечественную и зарубежную литературу, мы выделили ряд проблем в семейных отношения, которые бывают между родителем и ребенком (в дальнейшем подростком), они показывают нам причины возникновения личностной беспомощности, которые в свою очередь ведут нас еще к одному негативному образованию – психологической зависимости от родителей. Это, прежде всего, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств и ранних (инфантильных) форм детско-родительских отношений, боязньутраты ребенка, недостаточное проявление родительских чувств, стремление к симбиотическим отношениям с ребенком, ребенок как «должник» родителям, родительская воспитательская незрелость и лень [7, с.210]. Также важным, но вторичным фактором, способствующим формированию личностной беспомощности, являются неподконтрольные для субъекта травмирующие события. Эти события чаще всего сопровождают жизнь детей в неблагополучных семьях, где обычно и встречаются многие нарушения в стиле воспитания родителей, которые негативным образом влияют на формирование личности ребёнка [3, с.86].

Личностная беспомощность у подростков проявляется как отсутствие мнения для самостоятельного решения проблем, приводящие к зависимости от окружающих. При этом родители чрезмерно проявляют заботу, они еще больше убеждаются о необходимости их помощи, даже тогда, когда другие сверстники могут справляться сами, здесь зависимость между ребенком и родителем укрепляется. Другие родители, считая правильной реакцией, могут проявлять жестокость, агрессию по отношению к ребенку за беспомощность и несамостоятельность к различным ситуациям. Д.А. Циринг выявила, что в семьях беспомощных детей основными стилями воспитания являются: доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокость и противоречивый стиль воспитания. Влияние материнского и отцовского стилей воспитания, при этом значительно. Матери беспомощных детей больше склонны баловать их, к полному и некритичному удовлетворению потребностей и желаний ребенка. Оправданность своих действий они объясняют отсутствием в семье отца, исключительностью ребенка, желанием дать ему то, чего они были лишены сами. Отцы у детей с беспомощностью, наоборот, менее склонны к некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, чем отцы самостоятельных детей. Д.А. Циринг предполагает, что отцовское балование положительно влияет на самостоятельность ребёнка, поощряя её проявления, тогда как материнское балование, напротив, подавляет самостоятельность. Матери беспомощных детей доминируют,  чрезмерно требуют и многое запрещают. Отцы этих детей, напротив, не устанавливают четких границ и требований в поведении ребенка, практически не закрепляют за ним обязанностей, не привлекают к домашним делам, но с другой стороны у них строгое наказание и жестокое воспитание.

Родители беспомощных подростков часто проецируют на детей собственные нежелательные качества и начинают борьбу с ними, что позволяет им верить в то, что у них самих этих качеств нет. Ребенок может пытаться «исправиться», но реакция родителей на любой вариант его поведения остается той же, поскольку отец и мать абсолютно уверены, что измениться он не может. Таким образом, ребёнку не позволяют ощутить контроль над происходящим вокруг него, что является важнейшей предпосылкой формирования беспомощности.

В целом, к формированию личностной беспомощности чаще приводят нарушения в стиле воспитания отцов, а не матерей. Беспомощность формируется у детей, чьи отцы имеют менее развитые отцовские чувства, а также у детей, отцам которых свойственно предпочтение в ребенке детских качеств. Они поощряют сохранение непосредственности, наивности и игривости у своих детей и испытывают страх или нежелание их взросления. В результате, ребенок не получает в необходимом количестве опыта преодоления трудностей, взятия ответственности за свои действия и активного влияния на ситуацию [3, с. 14].

Существенную роль в формировании личностной беспомощности играют травмирующие события. Личностная беспомощность чаще формируется у детей, имеющих опыт травмирующих событий высокой степени интенсивности, таких как смерть близких, развод родителей, вступление родителей в новый брак, рождение младших детей в семье, заключение одного из родителей в тюрьму. Также личностная беспомощность более характерна для детей из малообеспеченных и неполных семей.

Социальное сиротство как фактор формирования личностной беспомощности в литературе практически не изучен. Хотя именно дети из детских домов неизбежно «обучаются» выученной беспомощности, потому что поведение окружающих по отношению к ним не определяется их собственными действиями. Плач, протест или другой вид поведения ребенка в семье меняет поведение его родственников, но те, же действия «ничьих» детей никогда не меняют быт государственных учреждений. Дополнительным отягощающим фактором является то, что в современных детских домах дети не знают тех забот, которые типичны для детей в обыкновенных семьях: мытье посуды, уборка квартиры, покупка продуктов питания. У ребенка формируется иждивенческая позиция, которая подкрепляется реальным неумением делать многие вещи по самообслуживанию. Именно поэтому у большинства из них легко обнаруживается инфантильное поведение, отсутствие инициативы и самостоятельности [8, с. 206].

Таким образом, существуют пробелы в изучении роли семьи в формировании личностной беспомощности у детей и подростков. В настоящее время остается практически не изучено влияние на формирование личностной беспомощности таких важных факторов как социальное сиротство, неполнота семьи и безнадзорность в семье.

Профилактика беспомощности намного эффективнее, чем ее коррекция. Поэтому очень важно уже в младшем школьном возрасте проводить меры по профилактике личностной беспомощности. К ним относятся формирование адекватной самооценки у ребенка, накопление ребенком опыта преодоления трудностей и опыта активного поискового поведения, демонстрация ребенку значимыми взрослыми возможностей контроля над внешней средой и обеспечение адекватной обратной связи.

Вырабатывая навыки новых действий, обогащая свой опыт выполнения разнообразных дел, дети постепенно станут более инициативными. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что от его активности зависит что-то в жизнедеятельности семьи. «Выученная беспомощность» искореняется очень медленно, однако чем раньше начинается работа с ребенком, тем лучшего результата достигает семья.