Полный текст статьи
Печать

В настоящее время взаимодействие школы с семьёй является актуальной и востребованной проблемой, так как успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Совместная работа школы и семьи эффективно в том случае, если их сотрудничество реализуется в ежедневной практике, когда педагоги и родители совместными усилиями решают общую задачу: создают условия для благополучного и гармоничного развития ребёнка.

Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьёй, прежде всего важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. [1]

На наш взгляд, эффективность взаимодействия учителя и учащихся в процессе учебной деятельности зависит от сотрудничества учителя с родителями. Именно в процессе взаимодействия с родителями учитель осознает свою роль в воспитании ребёнка. Сотрудничество с родителями позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, индивидуальные особенности и поступки.

Семья для ребёнка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребёнку родительская любовь. Процесс обучения ребёнка в школе в первую очередь должен поддерживаться семьёй, направленным на его общекультурное и личностное развитие. [2]

Деятельность школы с семьёй включает три основные составляющие педагогической помощи:

  • образовательную (включает помощь семье в обучении и воспитании детей);
  • психологическую (включает социально – психологическую поддержку и коррекцию);
  • посредническую (включает помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания).

Различные исследования свидетельствуют, что не все родители владеют методикой воспитания своих детей. Выделяют следующие причины: малодетность приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сёстрами, не имеют опыта семейных отношений; основательно утрачены традиции народной педагогики; из-за возникающих социальных и экономических трудностей, материальная необеспеченность семей понижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышается конфликтность в семье, ухудшается отношения между родителями и детьми; родители много времени уделяют работе. [1]

Итак, чтобы родители принимали активное участие учитель должен выбрать эффективные формы взаимодействия с семьёй, дать достоверные и полные сведения об этапах развития ребёнка. Таким образом, можно перечислить следующие формы работы классного руководителя с семьёй:

•      встречи с родителями (консультации, тренинги, мастер-классы, круглые столы);

•      информирование об успеваемости, о достижениях, о задачах учебной воспитательной работы ребёнка; 

•      общешкольные и классные родительские собрания;

•      создание родительского комитета;

•      конференции для родителей;

•      творческие конкурсы по темам и др.

Для того, чтобы узнать удовлетворённость родителей школой, нами было проведено исследование для родителей. Была использована методика «Сотрудничество семьи и школы». Методика выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой. При подсчёте учитывается только количество положительных ответов. По данным результатам нами были сделаны следующие выводы:

  • подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя – 48%. Родители полностью доверяют классному руководителю в воспитании своего ребёнка, одобряют проводимые мероприятия в школе и классе, а также считают, что помощь классного руководителя нужна в воспитании ребёнка;
  • заинтересованы в дальнейшем взаимодействии со школой – 27%. Родители всегда могут без приглашения обратиться к учителю и думают, что родительские собрания – это встреча единомышленников.
  • активность родителей – 21%. Родители регулярно посещают родительские собрания, а если пропускают то, только по уважительной причине;
  • не вовлечены в совместную деятельность с классным руководителем – 4% Родители считают, что родительские собрания – это вынужденная необходимость и в ремонте класса готовы помочь только материально.

Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что большинство родителей удовлетворены работой школы, но не все родители вовлечены в совместную деятельность с классным руководителем. Это означает, что с данными родителями классный руководитель не сумел своевременно вовлечь их совместную деятельность.  

Совместная работа семьи и школы в процессе учебной деятельности играет важную роль для развития и становлении личности. Решение проблемы совместной работы семьи и школы решаются, когда их сотрудничество реализуется в ежедневной практике, когда педагоги и родители совместными усилиями решают общую задачу: создают условия для благополучного и гармоничного развития ребёнка.