Полный текст статьи
Печать

В настоящее время система образования Российской Федерации претерпевает сильные изменения: вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты на всех ступенях образования, выдвигаются новые требования к образовательным услугам и к организациям, которые их оказывают. Основной целью таких реформ является повышение качества образования. Несомненно, без квалифицированных педагогов и учителей достижение данной цели практически невозможно. Ведь именно от них, а точнее от результативности их деятельности зависит качество знаний, приобретённых обучающимися. В тоже время в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определены основные задачи в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, что в свою очередь требует модернизации и оптимизации внутренних процессов [1]. Среди всего перечня документов и программ стоит выделить «Профессиональный стандарт педагога» и «Национальную систему учительского роста» [2, 3].

Профессиональный стандарт направлен на повышение мотивации педагогических работников к труду и качеству образования, установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов при аттестации, приеме на работу и т.д. Профстандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень [4]. В свою очередь, «Национальная система учительского роста» позволит учителям «горизонтально» двигаться по карьерной лестнице, так как движение по «вертикальной» лестнице, которое подразумевает под собой переход в административный блок случается достаточно редко. Для этого будут созданы такие должности как старший учитель и ведущий учитель. Несомненно, все эти потребности и нововведения влекут за собой изменения в системе отчетностей и аттестации, что отразиться в первую очередь на методической работе образовательной организации.

Методическая работа приоритетно направлена на оказание реальной, действенной помощи педагогу. Но она, как и любая деятельность, не может протекать спонтанно и бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом, а управление методической работой является составным компонентом управления образовательной организацией. Рассмотрим данный вопрос на примере образовательной организации – школы.

Управление методической работой школы есть одно из важнейших направлений образовательного менеджмента, со своими специфическими функциями, методами и формами. Постоянное обновление системы образования требует и от педагогов, и от руководителей умения проектировать оптимальную методическую систему, которая обеспечивала бы качество образования [5].

Каждая школа выбирает модель методической работы, а также подход к ее управлению согласно своим целям и задачам. Все они по-своему оригинальны, поэтому не существует константной модели управления методической работой. Несмотря на свои «особенности», каждая организация должна создать такую модель, которая будет удовлетворять основным требованиям и выполнять задачи, указанные в нормативно-правовой базе: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и т.д. Самыми распространенными подходами к управлению методической работой в школе являются комплексный, рефлексивный, системный и ситуационный. Но, на наш взгляд, в условиях введения новых стандартов необходим «свежий» инновационный подход. Таким можно считать «праксеологический подход».

Впервые понятие «праксеология» было использовано французским философом и историком Л. Эспинасом в конце XIX в. Именно он предложил идею создания отдельной научной дисциплины о факторах повышения эффективности и полезности действий [6].

Применение праксеологического подхода в управлении школой обусловлено запросами педагогической практики и потребностью развивающейся системы образования в повышении качества и результативности профессиональной педагогической деятельности. Этот подход позволяет осуществлять обоснованный и грамотный анализ результативности педагогической деятельности, осуществляемый как самими педагогами, так и администрацией школы, устанавливать причинно-следственные связи между педагогическими действиями и результатами педагогического процесса, выявлять конкретные причины эффективности и неэффективности педагогической деятельности, определять реальные пути ее дальнейшего совершенствования, осуществлять своевременную коррекцию, а также позволяет отслеживать эффективность, полезность и качественность действий. Именно поэтому нами было принято решение о создании модели управления методической работой школы на основе праксеологического подхода.

В основе всей модели лежит методологический блок. Основным методологическим компонентом данного блока является праксеологический подход, который и определяет основные требования к управлению методической работой.

Методологический блок непрерывно связан с целевым блоком. В свою очередь, целевой блок направлен на обеспечение максимальной целесообразности, результативности и оптимальности методической работы в школе, что в итоге приводит к повышению качества целостного образовательного процесса.

Далее возникает потребность в создании блока, определяющего содержание деятельности методической работы в школе. Таким образом, появляется содержательный блок управления методической работы в школе. Этот  блок делится на смысловые ряды, позволяющие оценивать и описывать управляющую деятельность администрации и непосредственно деятельность педагога с точки зрения правильности. Можно выделить четыре основных ряда:

  1. Идеальный образ деятельности.
  2. Инструментальные характеристики с точки зрения структуры деятельности.
  3. Свойства действий, обеспечивающие успешность деятельности.
  4. Способы нормирования и регламентации педагогической активности.

Идеальный образ деятельности включает в себя действия, позволяющие модифицировать методическую работу школы. Итогом данных действий являются успешность, продуктивность, результативность, эффективность и качество работы, которые в свою очередь влекут за собой повышение компетентности, квалификации и педагогического мастерства учителя, а также приобретение собственного стиля и культуры.

Инструментальные характеристики с точки зрения структуры деятельности необходимы для успешного достижения вышеперечисленных результатов, путем постановок педагогических целей и задач, выбора форм и методов работы. Определяющей является педагогическая рефлексия, анализ и самоанализ.

Целесообразность и целенаправленность позволяют обеспечить успешность деятельности. К инструментальным свойствам также относят проективность, методичность, нормированность и т.д.

Единство внешних и внутренних ресурсов определяет способы нормирования и регламентации педагогической активности. Они включают в себя закономерности, законы, подходы, принципы деятельности педагога.

Определившись с содержанием деятельности, необходимо перейти к ее организации.

Следующим за содержательным блоком идет организационно-процессуальный блок управления методической работой в школе, направленный на нахождение таких форм организации методической работой, которые позволят достигнуть продуктивности функциональных ролей педагогов, усилить педагогическое взаимодействие, создать стратегию педагогической деятельности и т.д. При этом действия должны быть направлены как на весь педагогический коллектив или модульную, временную группу, так и адаптированы под конкретного учителя.

Завершающим модель, основанную на праксеологическом подходе, является результативно-оценочный блок управления методической работой в школе. Основной задачей этого блока является оценка эффективности как педагогической деятельности, так и всей методической работы в целом. Выделяются результативные показатели и управленческие характеристики методического процесса, которые позволяют согласно критериям оценить всю деятельность.

Результативные критерии делятся на два основных направления – педагогическое мастерство (квалификационные категории педагогических работников, процент руководителей образовательной организации с управленческим образованием, общая успеваемость обучающихся и т.д.) и методическую активность педагогов (своевременность прохождения курсов, посещаемость методических мероприятий персоналом, наличие методических публикаций и т.д.).

Управленческие характеристики методического процесса определяются следующими критериальными блоками:

1. Систематичность и системность.

2. Дифференцированность, вариативность, персонализация.

3.Этапность.

4. Методы педагогической праксеологии.

В итоге мы имеем модель, включающую в себя пять блоков, связанных между собой (Рис.1).

Рис.1. Модель управления методической работой в школе на основе праксеологического подхода 

На наш взгляд, применение данной модели управления методической работой позволит создать в школе оптимальные условия для профессионально-личностного развития каждого педагога, сделать деятельность педагогов более результативной, что, в конечном итоге повлияет на рост качества образовательного процесс в целом.