Полный текст статьи
Печать

Литературное чтение является одним из основных учебных навыков в начальной школе. Обучающемуся, который не умеет читать или читает плохо, тяжело учиться в школе, становится невозможным полноценное познание мира и формулирование учебной деятельности, умственного самообразования.

Благодаря правильному и осознанному чтению, достигаются все цели, которые ставит перед начальным образованием Федеральный государственный образовательный стандарт.

Проблемой по совершенствованию навыка чтения занимались такие исследователи, как Адрианова А. Е., Кубасова О. В., Оморокова М. И. и другие. Анализ их работ показывает, что навык чтения – сложное речевое умение, доведенное упражнениями до автоматизма, позволяет читателю воспринимать содержащуюся в текстах информацию, перерабатывать ее (получать новые знания, выявлять причинно-следственные связи, осознавать идею художественного произведения, формировать собственное отношение к прочитанному, использовать полученную информацию с пользой для себя) [1].

Существует четыре важнейших качества навыка чтения:

  1. правильность (плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого);
  2. беглость (скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного);
  3. сознательность (понимание замысла автора и осмысление своего собственного отношения к прочитанному);
  4. выразительность (способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему).

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены [6].

Проведя констатирующий эксперимент в двух третьих классах, мы обнаружили, что менее всего у учащихся оказалась развита выразительность чтения (у 82 % респондентов).

Выразительное чтение имеет большое значение. Дети один и тот же текст могут слушать и понимать по-разному в зависимости от того, как его читают. Имеет значение выбор интонации, эмоциональность, правильная расстановка логических ударений, изменение силы голоса, оптимальный темп чтения, управление дыханием.

Для развития навыка выразительного чтения можно использовать тексты различных жанров, однако наиболее интересными и доступными для учащихся третьего класса считаем рассказы о детях.

Рассмотрим особенности рассказов о детях:

  1. в рассказах для детей присутствует много юмора;
  2. описаны последствия плохих и хороших поступков;
  3. присутствует мораль, иногда даже в самом название «Не надо врать»;
  4. сам рассказчик рассуждает, как ребенок;
  5. описаны смешные ситуации;
  6. присутствуют приемы контраста;
  7. рассказы доступны для прочтения, интересны и драматичны;
  8. описываются истории, которые могут произойти с ребенком в реальной жизни;
  9. в рассказ о детях каждый ребенок может найти решение на какую - то проблему или ситуацию;
  10. идет описание детских поступков.

Все эти отличительные черты рассказов о детях позволяют относить их к эффективным средствам совершенствования навыка чтения.

В ходе исследования мы сравнили две программы литературного чтения для 3 класса «Школа России» и «Школа 2100», особо выделив учебник «Школы России». Данные учебники очень удобны для учебы третьеклассников, рассказы о детях, небольшие не объему, для детей они очень интересны и доступны для чтения.

Для совершенствования выразительности чтения нами был проведён формирующий эксперимент, в ходе которого использовались ниже перечисленные приёмы.

1.     «Эмоции»

При чтении рассказа, первый ученик начинает читать так, как он читает обычно, когда подходит очередь читать другого ученика, учитель показывает картинку с эмоцией (грустно, весело, печаль, злость и другие), ученику необходимо читать с той эмоций, которую показал учитель, следующему ученику, который начинает читать, учитель уже показывает другую эмоцию и ученику необходимо под нее подстроиться.

2.     «Хлопки»

 Первый ученик начинает читать рассказ в обычном для себя темпе, когда начинает читать другой ученик, учитель хлопает в ладоши, если учитель хлопнет 1 раз, это значит, что ученик должен читать громко, если учитель хлопнет 2 раза, значит ученик должен начинать читать тихо.

3.     На доске или на карточках для детей написаны предложение:

Мама сегодня не идет на работу.

Мама сегодня не идет на работу.

Мама сегодня не идет на работу.

Мама сегодня не идет на работу.

Учитель в начале спрашивает: «С какой интонацией нужно прочитать данные предложения?». Затем учащиеся читают по очереди предложения, делая акцент на выделенных словах, тем самым выделяя их.

После прочтения учитель спрашивает детей: «Почему меняется значение предложения, если слова все одинаковые?». Учащиеся выясняют, что изменение выделенного слова, происходит за счет изменения и усиления голоса.

4.     «Поменяться местами»

При чтении рассказа ученики меняются местами, мальчики читают роли, которые принадлежат девочкам и подстраивают соответствующий голос, девочки читают роли мальчиков и подстраивают голос под мальчиков.

5.     «Путаница»

Учитель выдает распечатанный рассказ на парты, с низменными ударениями, учащимся необходимо прочитать по очереди рассказ, с правильными ударениями слов

6.     «Работа с предложением»

На доске написано предложение:

Скоро мы с ребятами поедем в большой цирк.

Учитель предлагает учащимся прочитать это упражнение два раза, но так, чтобы первый раз прочтение отвечало на вопрос «Когда мы с ребятами поедем в большой цирк?», второй раз чтение отвечало на вопрос «В какой цирк мы скоро поедем?».

После прочтения учитель спрашивает у ребят: «На каком слове при каждом прочтении делается логическое ударение?».

Учащиеся внимательно читают предложения, анализируют его и выделяют слова с логическим ударением.

7.     «Стрелки»

У учащихся на парте лежат стрелки (стрелка вверх, вниз и направо).

Учитель начинает читать рассказ, учащимся необходимо внимательно следить за учителем и выделять предложения, восклицательные, вопросительные и простые, и выкладывать на парте стрелки. Стрелка вверх обозначает, что предложение восклицательное, стрелка вниз обозначает, что предложение вопросительное и стрелка направо обозначает, что предложение простое. После прочтения рассказа, учитель на доске выкладывает правильное расположение стрелок, и учащиеся проверяют, правильно ли они выложили стрелки у себя на парте. Учитель может спросить несколько учеников, почему именно такую стрелку они выложили у себя на парте.

8.     «Любимый персонаж»

Перед чтением учитель показывает картинку сказочного героя (Белоснежка, Людоед и других). Учащимся нужно читать с такой интонацией, чтобы было похоже на героя.

9.     «Знаки»

Учитель выдает распечатанный рассказ на парты, в рассказе отсутствуют какие-либо знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знак). Ученикам необходимо самим поставить правильный знак. После работы, учитель проверяет вместе с учениками правильность выполнения работы, учащиеся не просто проверяют свои работы, но и по очереди объясняют, почему они поставили именно такой знак препинания.

10.  «Многократное чтение»

Это чтение одного предложения несколько раз в таком порядке:

1)     первый раз читает учитель, ученики внимательно слушают;

2)     учащиеся читают вместе с учителем, медленно, проговаривая каждое слово;

3)     ребята уже самостоятельно читают еще раз;

4)     плавное слитное чтение слов;

5)     учащиеся читают предложение так, как бы они сказали его своему другу, читают в темпе разговорной речи;

6)     учащиеся перечитывают предложения с расстановкой логического ударения;

7)     учащиеся доводят свой темп чтения до скороговорки.

11.  «Неправильное слово»

В ходе чтения рассказа, учитель произносит слово с неправильным ударением, учащиеся его останавливают и читают слово уже с правильным логическим ударением.

12.  «Незнакомая часть»

Ребенок начинает читать текст в обычном для него темпе, затем учитель останавливает ребенка и просит прочитать этот отрывок еще раз, но уже медленно и красиво, необходимо следить за своей выразительностью. Учитель возвращает ученика читать заново один и тот же отрывок несколько раз.

Когда ребёнок начнет читать еще раз отрывок и перейдет на незнакомую часть, учитель не будет его останавливать, а ребенок продолжит читать незнакомую часть, медленно и выразительно, так как у ребенка выработался темп чтения, но это может продлиться не долго, и ребенок может перестать читать незнакомую часть выразительно, если проводить этот прием не один раз, то чтение в повышенном темпе будет увеличиваться.

Рассмотрим, как наш эксперимент с использованием вышеперечисленных приемов повлиял на уровень развития выразительного чтения в третьем классе.

 

Рис. 1 Уровень развития выразительного чтения в 3 «В» классе без использования приемов для совершенствования навыка чтения на уроках литературного чтения


Рис. 2 Уровень развития выразительного чтения в 3 «В» классе с использованием приемов для совершенствования навыка чтения на уроках литературного чтения

 

Таким образом, проследив динамику развития выразительного чтения, мы можем заключить, что применение приемов развития выразительного чтения на уроках литературного чтения способствует совершенствованию навыка чтения у третьеклассников. Эффективность приёмов повышается, если использовать эти приемы на уроках литературного чтения систематически.