Полный текст статьи
Печать

Проблема развития представлений о нравственных ценностях является актуальной в современном мире: в сводках новостей участились случаи агрессии, жестокости и насилия со стороны младших школьников, именно поэтому необходимо разрабатывать приёмы, помогающие развить у детей представления о нравственных ценностях.

Проблемы развития нравственности младших школьников рассмотрены в работах И. Ф. Харламова, И. С. Марьенко, Б. М. Бим-Бада, Е .Г. Беляковой, Т. В. Ермоловой, Ф. И. Иващенко, Н. А. Корниенко, Д. А. Леонтьева, В. И. Слободчикова, Т. В. Цырлиной и других психологов и педагогов; методике работы с литературной сказкой, а также проблемам развития представлений о нравственных ценностях у младших школьников уделяли большое внимание Т. Г. Леонова, Ю. П. Фесенко, М. Н. Липовецкий, И. П. Лупанова, И. С. Чернявская и др.

Особая роль в духовно-нравственном воспитании отводится именно начальной школе. В младшем школьном возрасте дети с большим желанием открывают для себя мир человеческих отношений, более интенсивно развиваются чувства ответственности, чести, товарищества и эмоции негодования в случае несправедливости. Одновременно с этим учителю необходимо помочь детям понять суть таких моральных ценностей, как независимость, бескорыстие, толерантность, добро, трудолюбие, честность, героизм, преданность Родине. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования у детей представлений о нравственных ценностях.

Огромные возможности осознания нравственных ценностей заложены в содержании гуманитарных школьных дисциплин, таких как русский язык и литературное чтение, включая изучение и непосредственно чтение литературных произведений. Важнейшую роль в формировании и развитии представлений о нравственных ценностях у младших школьников играют сказки, где представлено многообразие поступков, как добрых, так и злых и несправедливых, что помогает детям глубже осознавать важность добрых поступков и ничтожность злых, а также произвести углубленный анализ действий героев и на этой основе сделать выводы в пользу морали и нравственности. Именно особое художественное слово воздействует не только на сознание своего читателя, но и на его чувства и поступки. Сказки наиболее понятны и просты детям, это связано с тем, что дети уже знакомы с этим жанром с раннего детства, а также с тем, что в сказках очень доступный и в то же время красочный язык для понимания [1].

Вопросы нравственного воспитания в процессе чтения сказок неоднократно рассматривались педагогами разных эпох, однако большинство исследователей подчеркивают роль народных сказок. Поэтому важно поднять вопрос об эффективности развития представлений третьеклассников о нравственных ценностях в процессе чтения  литературных сказок.

Как известно, нравственные ценности – это форма проявления моральных взаимоотношений среди людей. Это одна из разновидностей духовных ценностей общества. Нравственные ценности включают в себя оценку тех или иных поступков и действий человека с точки зрения их значимости в общественной жизни. Таким образом, нравственные ценности способствуют формированию нравственных отношений в обществе [6]. Представления о нравственных ценностях формируются в ходе наблюдения за поведением взрослых, за тем, как родители и учитель оценивает те или иные поступки людей, в процессе чтения и анализа нравственного «урока» сказок, бесед с учителем и сверстниками и т.д. Определяя способы работы с литературными сказками, необходимо учитывать их признаки, специфику и виды. Учащиеся третьего класса читают преимущественно сказки следующих видов: волшебные, о животных, бытовые.

Исходя из этого, считаем, что первым условием в изучении литературных сказок является знакомство с жанровыми признаками сказки. Владение этими знаниями значительно облегчит восприятие литературной сказки. Стоит отметить, что процесс знакомства с литературным произведением невозможен без восприятия. Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность читателя сопереживать героям, оценивать их, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, причинами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать точку зрения автора на тот или иной поступок героя, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Картина осознания одного и того же произведения разными учениками будет очень различной, потому, что восприятие произведения зависит от уровня, на котором находится читатель.

Вторым условием при работе со сказкой является необходимость педагогу постоянно диагностировать и повышать уровень восприятия художественного литературного произведения учащихся, а также выстраивать свою работу в соответствии с выявленными результатами на основе проведенных диагностик. Особенности сказок и их восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке литературного чтения. Разнообразие литературных сказок предлагает педагогу использование самых разнообразных, занимательных, продуктивных, а самое главное эффективных видов работ на уроке чтения литературной сказки. Для решения задач, данных учителю государством, предлагается использовать на уроках:

- наглядные материалы: видеозаписи, иллюстрации, слайд-шоу;

- словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия (после изучения сказки или во время анализа);

- музыкальные эффекты.

Необходимо проводить анализ сказки, сравнивать сказку с пройденными другими жанрами; организовывать творческие работы с детьми: рисование сказки, творческий пересказ, написание сочинений, статей, ведение пресс-конференций с героями сказки, инсценирование, драматизацию и т.д. [2].

Из вышеуказанного можно сформулировать третье условие, необходимое для наиболее эффективной работы на уроке: для каждого урока изучения литературной сказки нужно выбирать самые разнообразные виды работы с учетом особенностей возраста, умения воспринимать сказку читателем и с учетом типа урока литературного чтения.

Опираясь на выявленные условия, мы изучили разнообразные приёмы развития представлений о нравственных ценностях в процессе чтения литературных сказок, описанные и составленные российскими педагогами и психологами:

1) чтение учителем сказки с определёнными правилами рассказывания сказок [4];

2) рассматривание иллюстраций в книге с беседой (включающей вопросы о внешности героев, рассуждения о том, почему так или иначе выглядит герой и заключение – нравится ли вам внешность героя?) [5];

 3) беседа по сказке, где дети анализируют характер героя, оценивают его поступки с точки зрения нравственности. Главным условием в беседе является «нравственный урок», который заключается в обсуждении главного смысла сказки и выяснении, какую моральную установку даёт автор [5];

4) обращение к толковому словарю для разъяснения смысла нравственных понятий, также проводится и обратная работа – найти в словаре те качества, которые относятся к герою [5];

5) выборочное чтение с двумя путями работы: от сказочной ситуации – к качеству героя, и наоборот, подтверждение характеристики героя по поступкам [5];

6) работа с пословицами, собравшими в себе «народную мудрость». Пословицы полезно использовать при работе над образом персонажа сказки, выясняя не только её значение, но и к какому из героев она относится и почему [5];

7) выделение голосом реплик героя – ученики стараются передать ту интонацию, которая заложена в сказке автором. Тем самым дети оказываются в роли героя, после чего оценивают его поступки и выясняют какие качества оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу [5];

8) творческий приём «Сказочник» – предполагает ученикам придумать сказку собственного сочинения на темы, данные учителем. Для развития представлений о нравственности темы должны подбираться в соответствии с целью приёма, например: о добре, о дружбе, о честности [3];

9) приём «Воспитание добрых чувств» – предполагает обсуждение героев, их характеристик, а также вопросы: «Докажи, что этот герой положительный», «Объясни, зачем герой поступил таким образом?», «Почему герой был вознагражден?», «Как ты себе представляешь доброго человека?», «Как бы ты поступил на месте героя?» [3].

Также мы разработали некоторые приёмы, которые способствуют эффективному развитию представлений третьеклассников о нравственных ценностях в процессе чтения литературных сказок:

1) «Записки герою» – приём, включающий в себя написание детьми коротких писем герою с целью помочь ему в трудной ситуации либо похвалить за добрый поступок. Ученики выражают в письме собственное отношение к действительности, благодаря чему учителю гораздо легче делать выводы о сформированности нравственности ученика;

2) «Сравнение характеров героев» – приём, позволяющий сравнивать характер героя в сравнительной таблице, благодаря чему ученики с легкостью делают вывод о роли героя в сказке, о его положительных или отрицательных чертах;

3) «Кубик эмоций» позволяет детям соотносить эмоцию с персонажем, к которому она подходит, с его репликами или поступками. Учитель передает в руки ученику кубик, где на каждой грани написана эмоция. Ученик читает эмоцию, написанную на верхней грани кубика и находит реплики героев или часть текста, к которым подходит прочитанная эмоция. Важно детям задавать вопросы: «Почему именно этого героя ты выбрал для этой эмоции?», «Какие поступки тебя натолкнули на этот выбор?»;

4) приём-рассуждение «Как бы ты поступил на месте героя?» позволяет детям представлять себя в роли героя и мысленно стараться исправить его ошибки для того, чтобы конец в сказке обернулся благополучно для него;

5) приём «Найди сходства» предполагает разнообразие работы:

- задание: найти сходства между двумя героями из разных сказок: Золушка (Ш. Перро «Золушка») и падчерица (С. Маршак «12 месяцев»);

- задание: найти сходства между героями из одной сказки: три поросёнка (С. В. Михалков «Три поросёнка и серый волк»);

- задание: по словам-характеристикам с точки зрения нравственности выбрать героев из сказок, знакомых детям (смелый, добрый, искренний, вежливый и т.д.).

Для выяснения эффективности приёмов в развитии представлений о нравственных ценностях нами были проведен эксперимент в третьих классах. Для проведения эксперимента были отобраны следующие приёмы: «Обращение к толковому словарю», «Работа с пословицами», «Сказочник», «Записки герою», «Сравнение характеров героев», «Кубик эмоций», «Воспитание добрых чувств», «Как бы ты поступил на месте героя?».

Эксперимент проводился в двух классах. Для выявления уровня сформированности представлений о нравственных ценностях были использованы методики «Нравственные представления», взятая из учебника «Нравственные представления» Е. Соловцовой, доработанная нами и «4 картинки. 1 слово» – разработанная нами на основе методики «Назови одним словом» (Л. А. Венгера). На констатирующем этапе мы выяснили, что у детей возникают трудности в представлениях таких понятий, как «нравственность», «милосердие», «благоразумие», а также дети с трудом могут подобрать слова, обозначающие нравственные ценности в ситуации на картинке, как: «вежливость», «добро», «взаимопонимание».

В ходе формирующего эксперимента проводились уроки литературного чтения в одном из классов с использованием выбранных нами приёмов.

По результатам контрольного эксперимента выяснилось, что класс, в котором проводилась работа, повысил уровень сформированности представлений о нравственных ценностях на 40%. В контрольном классе значительных изменений уровня не произошло. Можно говорить о том, что эффективность приёмов обоснована и доказана теоретически и практически в ходе формирующего и контрольного эксперимента.

Таким образом, нравственное воспитание – это залог успешного становления личности школьника. В развитии представлений о нравственных ценностях у третьеклассников играет большую роль изучение литературных сказок на уроках литературного чтения с использованием доступных и интересных, а самое главное – эффективных педагогических приёмов.