Полный текст статьи
Печать

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, поскольку его сохранение обеспечивает возможность  эффективного усвоения полученных знаний и способность в будущем активно заниматься профессиональным трудом.

В настоящее время педагоги и психологи отмечают снижение общих показателей в области здоровья детей, физической подготовки, умственного развития [2, с.15-19]. Наиболее сложным для сохранения здоровья детей представляется этап обучения в начальных классах, в этот период ребенок осваивает довольно сложную учебную программу, строит отношения в новом коллективе, от него требуется большое количество усилий, которые могут отрицательно влиять на состояние его здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся – это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Основная задача школы и педагогов заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить будущие поколения. Без хорошего здоровья эти цели могут стать недостижимыми. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, которая закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании культуры их здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, которые используются «педагогикой здоровья» [3, с.51-55].

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать с нескольких сторон, как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, ‑ это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [1,с.87-94].

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть частные (узкоспециализированные) и комплексные (интегрированные). Также, существуют различные типы технологий. К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровй образ жизни.

Перечислим классификации, с организацией деятельности по здоровья учащихся

Здоровьесберегающие (профилактические обеспечение двигательной витаминизация, организация питания).

Оздоровительные (физическая физиотерапия, аромотерапия, гимнастика, массаж, арттерапия).

Технологии обучения (включение соответствующих тем в общеобразовательного цикла).

Воспитание культуры (факультативные занятия по личности школьников, и внешкольные фестивали, конкурсы и .

При проведении в 3-ем МКОУ СОШ центр» г. Кировская области мы состояние работы по организации сохранения здоровья учащихся классов. В 26 учащихся. были предложены направленные на сохранности здоровья, физической культурой, гигиены и дня. 

В группе по соблюдению 69% учащихся на все правильно, 30 % сделали ошибки в вопросах, как: «Какими из предметов гигиены не делиться даже с лучшим другом?» и «После чего мыть руки?». По распорядка дня все ответили на правильно: их не задания по правильного режима дня Изучая вопросы здоровья, мы что 58% понимают, как свое здоровье, ошибки и не выделили наиболее условия для здоровья в жизни. На «Какие мероприятия по здоровья проводятся в » все дети что в проводятся игры, часы, соревнования, уроки по своего здоровья. К о проведении физической культурой подошли с и энтузиазмом. Из детей было что 90 % физкультуру и На вопрос «Чем бы хотелось заниматься уроков физкультуры в время?» они такие ответы, «занятиями в секциях, играми в и футбол». Но 10 % не интересна культура, они что им занятий на в школе и в время они проводить в тихой и обстановке, нежели в подвижные Несмотря на полученных результатов, мы что важно подходить к работы по здоровья учащихся.

Анализируя психолого-педагогические мы считаем, что выделить такие выполнения условий здоровьесберегающих технологий в классах:

1 этап ‑ оптимальных санитарно-гигиенических условий: теплового режима; чистоты в и школе; гигиенических норм и обучающимися; организация витаминизированного и питания; осуществление мер, распространение инфекционных обучающихся.

2 этап ‑ для сохранения учащихся на К ним

-     санитарно-гигиенические условия (в к вышеизложенным) и учитывающие физиологию

-     формирование правильной

-     правильное размещение при посадке в учитывающее состояние

-     физкультминутки;

-     использование мебели, росту обучающихся;

-     деловая, деятельная на учебных

-     уверенность в

-     доброжелательность;

-     раскованность.

3 этап ‑ социально-психологического климата в отвечающего следующим

-     перспективность, оптимистичность;

-     жизнерадостность;

-     дух сотрудничества;

-     построение оптимальных отношений учитель-

4 этап ‑ массовости участия во спортивно-массовой работе и в секциях:

-      проведение дней

-      организация различных соревнований, весёлых организация здорового

-     использование перемен для двигательной активности

5 этап ‑ здорового образа

-     обучение оздоровления организма;

-     объяснение значения человека с средой;

-     профилактика привычек.

6 этап ‑ взаимосвязи с учреждениями для общих задач:

-     проведение медосмотров;

-     профилактика инфекционных

-     организация ликбеза для через классные встречи с работниками.

7 этап ‑ с родителями:

-     проведение родительских

-     включение родителей в процесс;

-     привлечение внимания и их к проблемам (сочиненья, классные конкурсы и т. д.)

Таким образом, по формированию образа жизни хорошие результаты при реализации здоровьесберегающих технологий с обучающимися начальных классов: занятия по детей бережному к собственному здоровью приносят детям удовлетворения и радость. таких занятий учащиеся ответственно относятся к здоровью и окружающих, становятся требовательными и друг к