Полный текст статьи
Печать

В современном обществе коммуникация играет одну из главных ролей в жизни человека, особенно ребенка. Исследования доказывают, что любое недоразвитие речи задерживает формирование познавательных процессов ребенка и, как правило, препятствует полноценному развитию личности. В настоящее время самую многочисленную группу детей с нарушениями речи составляют младшие школьники с речевым недоразвитием. Знания специалиста о психологических особенностях детей с речевым недоразвитием, в частности с дислалией, делают эффективной коррекционно-педагогическую и психокоррекционную работу с детьми-логопатами.

Под дислалией понимается нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата [2]. Согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, дислалия является одной из многих форм специфических нарушений артикуляции, когда дети используют звуки речи, соответствующие более низкому возрастному уровню, а уровень остальных языковых возможностей правильный [3].

Характеризуя детей с дислалией отметим, что:

-                        имеют сохранный интеллект, нормальную мыслительную деятельность (за исключением редких случаев ЗПР);

-                        успешно занимаются на уроках вместе с другими детьми, не нарушают дисциплину; дети очень активны, подвижны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;

-                        охотно занимаются с педагогом-логопедом, стараются избавиться от своего дефекта;

-                        могут иметь некоторые вегетативные нарушения, такие как: похолодание кистей рук, нарушение потоотделения и влажности кистей и стоп, стойкий дермографизм;

-                        не имеют нарушений в строении артикуляционного аппарата;

-                        быстро и стойко вырабатывают гигиенические навыки и успешно их применяют;

-                        не обладают нарушениями темпо-ритмической организации речи, не наблюдается изменений дыхания. Фонационных расстройств не отмечается. Дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует;

-                        дети-дислалики понимают обращенную к ним речь, имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией ускоренный темп речи. Характерным признаком является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявляются в виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков; страдает артикуляция только согласных звуков, а фонематический слух, в большинстве случаев, снижен.

Дифференцированный анализ речевых нарушений у таких детей представлен в работах Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Изучение влияния речевых нарушений на психику детей выявило ряд закономерностей, которые отличаются от нормы. К таким закономерностям относятся:

-                        меньший объем памяти;

-                        более медленный темп психического развития;

-                        замедленный прием и переработка информации;

-                        низкая работоспособность;

-                        быстрая истощаемость;

-                        трудности общения с окружающими;

-                        недостатки в формировании произвольных движений и вербализации [1].

Перечисленные отклонения негативно сказываются на психическом развитии ребенка, препятствуют становлению полноценной личности. Исходя из характера и степени выраженности дефекта, эти специфические особенности проявляются совершенно по-разному и в разный период времени.

Познавательные процессы, такие как восприятие и ощущение являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности, обеспечивая ее необходимой информацией. Состояние физического слуха при дислалии, как правило, соответствует своей возрастной норме, но отличается особенностью речевого (фонематического) слуха [4]. Так, при акустико-фонематической дислалии характерно узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Система фонем у дислаликов обычно меньше по своему составу. Музыкальный слух нарушается при сенсорной дислалии. При дислалии достаточно часто страдает тактильно-кинестетическое восприятие. Так, при артикуляторно-фонематической дислалии отмечается несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. При артикуляторно-фонетической дислалии наблюдаются неправильно сформированные артикуляторные позиции, которые закрепляются вследствие инертности артикуляционных навыков. При моторной дислалии возможно наличие оральной диспраксии.

Направленность поведения, его механизмы активации составляют ценностно-мотивационный аспект. Сюда же следует относить и тревожные переживания, так как они непосредственно связаны с поведением. Ценностные образования личности в значительной мере и определяют характер переживаний субъекта в связи с возникшим или существующим речевым расстройством.

Теоретический анализ научной литературы показывает, что при расстройствах речи может нарушаться вся система ценностей, так как этот дефект, затрудняя общение с внешним миром, нежелательным образом изменяет ребенка, в том числе и его самовосприятие. Но это зависит от тяжести дефекта и личностных особенностей человека. Согласно исследованиям, у младших школьников с дислалией показатель уровня тревожности соответствует эталону нервно-психического благополучия. Однако этот показатель превышает показатель здоровых детей на 0,6 баллов, что демонстрирует тенденцию к большей выраженности у них дезадаптивных качеств, таких как напряженность, зажатость, преобладание негативных и астенических переживаний. К тому же у младших школьников с дислалией работоспособность снижена из-за перевозбуждения и эмоционального напряжения [5].

Кроме того, в научной литературе нередко высказывались мнения, что те или иные речевые нарушения способствовали формированию у детей низкой самооценки. В связи с этим, были проведено множество исследований, по результатам которых можно сделать вывод, что среди младших школьников с дислалией по сравнению с детьми с нормой развития существенно преобладают те, для которых характерна заниженная самооценка. Помимо таких результатов учеными были сделаны некоторые интересные открытия. Так, например, обе группы исследуемых детей очень высоко оценивают собственную доброту, при этом младшие школьники с дислалией ставят это качество на первое место, а здоровые – на второе после веселости. Это связано с тем, что для детей с нарушением речи доброта имеет особое значение, так как они нуждаются в благожелательном отношении к себе. К тому же было выявлено, что младшие школьники с дислалией отдают предпочтение физическим качествам, таким как рост и быстрота, а здоровые дети больше ценят нравственные свойства. Младшие школьники с дислалией очень низко оценили речь и ловкость, что свидетельствует о самокритичности и неспособности объективно оценивать свою речь и моторные затруднения [5].

Изучив психологические особенности младших школьников с дислалией, можно сделать вывод о том, что серьезных нарушений со стороны психических процессов не выявлено. У таких детей чаще всего встречается дизонтогенез звукопроизносительной стороной речи, что обусловлено особенностью нарушения.