Любая деятельность человека протекает в процессе его взаимодействия с окружающим миром, с обществом, с социальным окружением. Одной из форм взаимодействия человека и общества является процесс социализации. Человек становится полноправным членом общества, усваивает его нормы, правила, требования. Данный процесс идет за счет активной деятельности самого индивида, его активного включения в социальную среду [1].
К факторам социализации относятся обстоятельства и условия, побуждающие человека к активности и действию. В отечественной педагогической науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил три основных группы факторов: макрофакторы (к ним относятся космос, планеты, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Мезофакторы – условия социализации группы людей (по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к СМИ). Микрофакторы – социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения). Основными институтами социализации являются: семья, культура, образовательные учреждения, религия. Можно сделать вывод, что образовательное учреждение и организованная целенаправленная деятельность студента под руководством преподавателей в нем играют огромную роль в социализации студенческой молодежи. Реализация задачи по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию молодежи связана, в первую очередь, с организацией добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи [3].
Волонтерская деятельность студентов – это вид социального служения, предполагающий помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Она дает ряд преимуществ. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру; возможность увидеть результаты собственного труда, что является особенностью участия студентов в волонтерской деятельности. Волонтерское движение в студенческой среде имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что выпускники вуза или колледжа станут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему [2].
Участие молодых людей в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения своей конкурентоспособности и профессиональной компетентности за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности; увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных, общих и профессиональных компетенций, необходимых для их дальнейшего трудоустройства. Указанный аспект актуален для студенческой молодежи, так как добровольческая деятельность способствует раскрытию ее личностного потенциала в наиболее сензитивный для этого период возрастного развития. Эта деятельность может выступать как базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу, так и возможностью попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути [2].
С целью изучения социальной активности, процесса социализации и волонтерства как значимого фактора социализации студентов было проведено исследование. Исследование проводились на базе Кировского лесопромышленного колледжа среди студентов 1-2 курсов.. Кировский лесопромышленный колледж, как и каждое учебное заведение, постоянно ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. В настоящее время, в колледже организован Волонтерский центр, в состав которого входят студенты 1-2 курсов. Работа Волонтерского центра основывается на помощи социально незащищенным группам населения.
Всего в опросе приняло участие 120 студентов (юноши 57%, девушки43%) в возрасте от 16 до 19 лет. Опрос, проведенный среди студентов, позволил сделать выводы по вопросам волонтерской деятельности и социализации в техникуме.
На первый вопрос «Выбрали ли Вы какую-либо форму общественной активности?» 39% респондентов ответили, что выбрали свою форму общественной активности, 30% - ответили-нет; 26% испытали затруднения при ответе, а 5% - ответили, что они вообще не желают ни в чем участвовать. Данные результаты говорят о том, что социальная активность и вовлеченность студентов в процесс социализации находится на среднем уровне развития.
На вопрос «Помогаете ли Вы своим друзьям?» 58,5% респондентов ответили о постоянной помощи своим друзьям, 34% - время от времени; 3,5% - ответили «нет» и 4% затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос «Как Вы думаете «Волонтерство – это …..» 97% респондентов написали о волонтерстве, как о бескорыстной помощи, но у 3% - ответа не было.
На вопрос «Разделяете ли Вы понятия волонтерство и добровольчество?» 55,7 % респондентов показали, что это два разделимых понятия. При этом 44,3% студентов решили, что эти понятия не разделимы.
На вопрос «Как Вы относитесь к волонтерству в молодежной среде?» 63% респондентов отметили, что волонтерство – хороший способ социализации. 14,5% отметили, что это распространенное явление; нейтрально высказалось – 17%, а 2% опрошенных отметило, что волонтерство – это пустая трата времени. У 3,5% респондентов вопрос вызвал затруднение в ответе.
На вопрос «Как Вы считаете, необходимы ли волонтеры обществу?» 90% респондентов ответили, что волонтеры непременно нужны нашему обществу; 4% -ответили, что не нужны и 6% респондентов затруднились ответить.
На вопрос « Как Вы думаете, является ли волонтерство значимым фактором социализации молодежи?» 72% респондентов сказали, что волонтерство является значимым фактором социализации,14% затруднились дать ответ 14% дали самые разные ответы .
Были рассмотрены и мотивы участия студентов в волонтерском движении. На вопрос «Как Вы думаете, какой у студентов основной мотив участия в волонтерстве» 68% респондентов решили, что главным мотивом участия студентов в волонтерском движении является потребность оказать помощь. На втором месте – потребность в достижении (16%); на третьем - потребность в общении (11%), 5% студентов считает, что основным мотивом участия является потребность в развлечении.
При ответе на вопрос «Участвуют Ваши друзья в волонтерском движении?» 66% респондентов ответили «да»; 32% - ответили «нет»; у 2% респондентов вопрос вызвал затруднения/
На вопрос «Участвуете ли Вы в мероприятиях Волонтерского центра колледжа?» большинство респондентов, 73% выбрали ответ «да»; 24% - ответили «нет», 4% респондентов затруднились ответить .
Респондентов не участвующих в мероприятиях Волонтерского центра попросили написать, по какой причине они не участвуют в нём. В результате опроса было выявлено то, что 10% просто не хотят участвовать; у 8% - нет времени; 4% это неинтересно и 2% респондентов ответили, что не записались.
Респондентов, которые ответили, что участвуют в работе Волонтерского центра КЛПК, попросили рассказать, что им это дает. На данный вопрос 53% ответили, что волонтерская деятельность помогает стать более активным, коммуникабельным, завести новые знакомства и проживать свою жизнь не просто так, а с пользой, 13% ответили, что это помогает лучше адаптироваться в колледже, 7% не смогли дать ответ на этот вопрос.
При ответе на последний вопрос «Как, по Вашему мнению, стоит ли активно развивать волонтерское движение в колледже?» 87% респондентов написали «да»; 7% ответили «нет»; 6% - затруднились ответить.
В ходе исследования, гипотеза о том, что волонтерская деятельность может рассматриваться как фактор социализации молодежи - нашла подтверждение. Также, благодаря данному исследованию выяснилось, что есть необходимость активно развивать волонтёрское движение в колледже. Опрос позволил сделать выводы о наличии проблем, связанных с развитием социальной активности, социализации студентов и повышению вовлеченности в волонтёрскую деятельность в колледже. Процесс социализации студентов напрямую зависит от их участия в социальном служении и волонтерской (добровольческой) деятельности. Задачей учебного заведения (колледжа) является организация целенаправленной работы по вовлечению студентов в волонтерскую деятельность как основы дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего конкурентно способного специалиста.