Полный текст статьи
Печать

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в последнее время приобрела особую актуальность в связи с появлением новых профессий и возрастающими требованиями работодателей, которые хотят получить образованного и адаптированного к условиям труда молодого специалиста. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся признается «равноправной составляющей процесса образования, наряду с обучением и воспитанием» [1]. В «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования» особое внимание уделяется необходимости поиска новых форм профессиональной ориентации на всех уровнях образования, адекватных потребностям и интересам современных учеников. Одним из эффективных средств профессионального самоопределения старшеклассников, на наш взгляд, является сетевой проект.

Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации.

Особенностями сетевого проекта являются:

  • общая проблема;
  • общая цель деятельности;
  • общие методы, способы действий;
  • общий результат (продукт), полученный в ходе телекоммуникации [2].

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией, в том числе в сети Интернет. В процессе работы над проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Взаимодействие участников может происходить через специально созданный сайт или блог проекта.

Сетевой проект является результатом совместного творчества классного руководителя, родителей и учащихся при участии методиста по дистанционной проектной деятельности. В ходе коллективного обсуждения определяются: тема, цель и задачи проекта, сроки его проведения и основные этапы, разрабатываются задания для каждого этапа, выбираются оптимальные для данного проекта сетевые сервисы.

Данный сетевой проект «Путешествие в мир профессий» был реализован в МБОУ Гимназии № 46 г.Кирова.

Цель сетевого проекта: формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального и личностного развития.

Задачи:

1. Формирование готовности обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и учётом потребностей  рынка труда.

2. Построение индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

3. Организация сетевого взаимодействия учащихся для активизации их познавательной деятельности.

4. Развитие навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

– внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития  (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);

– готовность рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности;

– способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умения организовывать  сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Участники проекта: учащиеся школы, родители; педагог-психолог, классный руководитель, методист по дистанционной проектной деятельности.

Социальные партнёры: мебельная фабрика MZ5 group; Ленинский районный суд г. Кирова.

Реализация сетевого проекта «Путешествие в мир профессий» осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе проводилось анкетирование учащихся; определение целей проекта, этапов, сроков проведения проекта, заданий для каждого этапа, подбор Интернет-сервисов; формирование проектных групп; актуализация правил безопасного поведения при работе в Интернете; создание блога проекта. Кроме того, для оценивания продуктов сетевого проекта была создана экспертной группы, в которую вошли: классный руководитель, методист по дистанционной проектной деятельности, родитель, ученик. Для учащихся был проведен тренинг «Как выбрать любимую работу», подготовленный мамой одного из учеников. Для того чтобы вызвать интерес родителей к проблеме профессионального выбора, осознать значимость этого проекта для профессионального самоопределения их детей и оказывать помощь и поддержку своим детям и их одноклассниками в ходе проекта, было проведено родительское собрание «Как помочь ребенку выбрать профессию».

            На втором этапе учащимися были созданы презентации совместного редактирования «Профессии наших родителей». В ходе работы учащиеся беседовали со своими родителями, с целью узнать подробности об их профессиях, самостоятельно искали информацию о том, где можно получить эти профессии. В то же время родители получили возможность обсудить со своими детьми их профессиональные интересы и планы на будущее. Учащиеся узнали о профессиях родителей своих одноклассников.

Проектное задание второго этапа звучало следующим образом:

1) Расспросите своих родителей об их профессиях. Выясните, чем интересны их профессии. Какими личностными качествами, знаниями и умениями нужно обладать для успешного выполнения профессиональных функций.

2)Вспомните основы работы с Google-презентациями.

3)Создайте и заполните информацией три слайда презентации для коллективной работы. На слайдах должна присутствовать следующая информация:

1 слайд:

– имя и первая буква фамилии ученика, оформившего слайды; 

– название профессии;

– картинка, иллюстрирующая профессию, гиперссылка на источник изображения.

2-3 слайды:

– дана общая характеристика профессии (должностные обязанности; качества личности, необходимые для успешной трудовой деятельности; спрос на профессию в нашем городе); 

– пути получения профессии (учебные учреждения в Кирове и других городах, экзамены); 

– указаны источники изображений.

4)Проверьте свою работу на этом этапе по бланку «Самооценка».

5)Выберите слайды, содержащие информацию о профессии, которая вас заинтересовала.

Рефлексия деятельности на первом этапе (проводилась с помощью Google-формы):

  • Что нового вы узнали, выполняя задания этапа?
  • Чему научились, выполняя задания этапа?
  • Были ли трудности в ходе выполнения заданий первого этапа? Какие? Как вы с ними справились?
  • Какие выводы вы сделали для себя на будущее?
  • Как повлияло выполнение заданий проекта на ваше отношение к родителям? Что показалось вам наиболее интересным? Что удивило и заставило задуматься?

            На третьем этапе родителями учащихся были организованы и проведены экскурсии в различные учреждения г. Кирова, в ходе которых учащиеся познакомились с их деятельностью. Проектными продуктами второго этапа стали ментальные карты на сервисе Spiderscribe.

Проектное задание второго этапа:

1)Во время экскурсии внимательно слушайте экскурсовода. Обратите внимание на следующие факты: из каких этапов складывается процесс производства; люди каких профессий участвуют в производстве на каждом этапе; в чем заключается их деятельность.

2) Изучите основы работы с ментальной картой, используя видеоинструкцию.

3) Создайте свою ментальную карту на сервисе Spiderscribe.

4) Разместите электронный адрес своей ментальной карты в Google-форме.

5)Проверьте свою работу на этом этапе по бланку «Самооценка».

6)Для взаимного оценивания ментальных карт, созданных участниками проекта, используйте Google-форму.

Рефлексия деятельности на втором этапе(проводилась с помощью Google-формы):

  • Что нового вы узнали, выполняя задания этапа?
  • Чему научились, выполняя задания этапа?
  • Возникли ли трудности в ходе выполнения заданий? Какие? Как вы с ними справились?
  • Какие качества проявились у участников команды во время работы на этапе?
  • Что было самым интересным на этом этапе?
  • Что будет вам полезно при выборе будущей профессии?

            На четвертом этапе педагог-психолог гимназии проводила серию занятий с учащимися, где обсуждались психологические аспекты выбора профессии с учетом  их индивидуальных особенностей. В ходе этих занятий учащимся предлагалось выполнить ряд диагностических тестов с целью самодиагностики. Проектными продуктами третьего этапа стали облака слов на сервисе Tagxedo.

Проектное задание третьего этапа:

1) На этом этапе вы выявите свои психологические особенности, узнаете, какие типы профессий подходят именно вам, какие качества нужно развить в себе, чтобы успешно овладеть будущей профессией. Для этого вам нужно будет выполнить задания, рекомендованные школьным психологом.

2) По результатам  самодиагностики составьте облако слов из названий профессий, которые подходят участникам вашей команды. Для составления облака слов изучите видеоинструкцию для работы на сервисе.

3)Облако слов сохраните в виде картинки и разместите на online доске.

4)Проверьте свою работу на этом этапе по бланку «Самооценка».

5)Оцените облака слов, созданные другими командами, по предложенным критериям. Свои оценки разместите в Google-форме.

Рефлексия деятельности на третьем этапе(проводилась с помощью Google-формы):

  • Что нового вы узнали, выполняя задания этапа?
  • Чему научились, выполняя задания этапа?
  • Возникли ли трудности в ходе выполнения заданий? Какие? Как вы с ними справились?
  • Какие качества проявились у участников команды во время работы на этапе?
  • Что было самым интересным на этапе?
  • Что будет вам полезно при выборе будущей профессии?

            На данном этапе было проведено родительское собрание, на котором педагог-психолог ознакомила родителей с результатами диагностики и дала ряд полезных советов по психологическим аспектам выбора профессии.

            На пятом этапе учащиеся знакомились с «Атласом новых профессий». На данном этапе учащиеся узнали, какие профессии будут востребованы через 10-20 лет, какими качествами, знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть успешным и востребованным специалистом. Проектным продуктам третьего этапа является onlineдоска, содержащая стикеры и постеры.

Проектное задание четвертого этапа:

1)Познакомьтесь с информацией, которая содержится в «Атласе новых профессий».

2) Выберете три профессии, которые заинтересовали участников вашей команды. Объясните свой выбор.

3) Изучите основы работы с online доской Lino, используя инструкцию.

4) Разместите на online доске три стикера. На каждом стикере должна присутствовать следующая информация:

– название профессии, которая заинтересовала участников вашей команды;

– ответ на вопрос «Почему вы выбрали эту профессию?»

– название вашей команды.

5) Для одной из выбранных профессий создайте постер, на котором отображены:

– название профессии;

– изображения объектов, с которыми у вас ассоциируется эта профессия;

– фраза, рекламирующая профессию;

– название вашей команды.

Остальное – на ваше усмотрение. 

6)Проверьте свою работу на этом этапе по бланку «Самооценка».

7)Для взаимного оценивания постеров, созданных участниками проекта, используйте Google-форму.

По результатам  реализации проекта была проведена итоговая рефлексия. Проектные команды заполняли Google-форму, содержащую следующие вопросы:

  • Как вы считаете, участие в проекте пополнило ваши знания о профессиях?
  • Отметьте самые интересные задания проекта.
  • Отметьте самые сложные задания для вашей команды.
  • Самое яркое впечатление от работы в проекте?
  • Напишите три слова, которыми вы можете охарактеризовать свою работу в проекте.
  • Что вы хотели бы изменить в проекте?
  • Что вы хотели бы добавить в проект?

После заполнения и анализа рефлексивной формы был проведен классный час «Итоги путешествия в мир профессий», где обсуждаются организационные, содержательные, деятельностные, коммуникативные, технологические стороны данного сетевого проекта и определены перспективы дальнейшей работы.

       Таким образом, сетевой проект является эффективным средством профессионального самоопределения старшеклассников, так способствует формированию ответственного отношения учащихся к осознанному выбору будущей профессии с учетом своих индивидуальных возможностей. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся  расширяют знания о профессиях; получают  представления о профессиях, которые будут востребованы в будущем; приобретают новый опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных формах деятельности. Кроме того, развивается  коммуникативная и проектная компетентности учащихся; формируются  контрольно-оценочные и рефлексивные навыки; происходит освоение сетевых сервисов, что способствует развитию компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникативных технологий.