Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в нашей стране существенно возросла потребность в социально активной, уверенной в себе личности. Каждый человек должен быть способным эффективно функционировать в современных, постоянно изменяющихся, условиях жизни общества. К числу требований по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников, определяемых стандартом образования, относятся: развитие положительных отношений детей к себе и другим людям, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека, а также создание условий для формирования у детей положительного самоощущения [1]. Социально неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, не умеет вступать в контакт, выбирать способы общения с окружающими его сверстниками и взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним. Такие дети, во многих жизненных ситуациях потерпят неудачу, потому что не чувствуют уверенности в своих силах. Поэтому одной из актуальных проблем является формирование социальной уверенности у старших дошкольников.

Проблема формирования социальной уверенности изучается в психологической теории и практике и находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов. В современной теории сложились различные подходы к трактовке понятия «уверенность». Это, во-первых, «доверие, убежденность в том, что кому-то можно доверять» [2, с. 488]; так же это «чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и на знаниях» [3, с. 734]. Уверенность рассматривается как «переживание человеком своих возможностей адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, и тем, которые он ставит перед собой сам» [4, с. 650]. Уверенность – это свойство личности, позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей [5, с. 501]. Социальный аспект понятия «уверенность» отражает уровень связей и отношений человека в социальной сфере. Под социальной уверенностью понимают умение личности гармонично взаимодействовать с собой и с окружающим миром. Понятие социальная уверенность включает в себе такие понятия, как доверие к себе, вера в себя, самоутверждение, социальные навыки, способность к творчеству, самопознанию. Социальная уверенность позволяет человеку осознать собственную ценность, дает веру в свои силы. Сущность социальной уверенности состоит в том, что она обеспечивает адекватное отношение человека к позитивным и негативным ситуациям, а также обеспечивает адекватное восприятие собственного опыта успехов и неудач.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы социального опыта и основы эффективных способов гармоничного взаимодействия с самим собой и с другими окружающими его людьми, т.е. социальная уверенность. Привитие социальных навыков ребенку-дошкольнику закладывают основы его физического, психического и социального здоровья. Социальная уверенность обеспечивает ребенку старшего дошкольного возраста адекватное отношение к негативным и позитивным ситуациям, адекватное восприятие собственного опыта успехов и неудач в различных жизненных ситуациях, в которых он оказывается. Социально уверенны ребенок старшего дошкольного возраста верит в то, что будет действовать правильно, успешно и добьется положительного результата при решении задач любой сложности.

            Основу социальной уверенности составляют социальные способности и социальные навыки.

К социальным способностям относятся позитивное самовосприятие и способность к восприятию другого человека. Социальные способности служат мотивационными предпосылками к успешному взаимодействию ребенка с окружающими людьми, а социальные навыки определяют готовность к действию.

К социальным навыкам относятся:

– умение вступать в контакт, договариваться, обращаться с просьбой, объяснять, высказывать собственное мнение и слушать собеседника;

– осознание и выражение своих желаний, чувств, позитивных и негативных эмоций, умение предъявлять требования, разрешать возникающие конфликты и проблемы [6, с. 20].

Критериями оценки социально уверенного поведения старшего дошкольника являются поведенческие проявления, вербальные и невербальные признаки. Социально уверенный ребенок в старшем дошкольном возрасте характеризуется следующими умениями:

– проявляет волю, принимает собственное решение, прогнозирует последствия своих действий и поступков;

– выбирает способ поведения и действия, характерные для той или иной ситуации;

– управляет негативными эмоциями (гнев, агрессия, ненависть, обида, вина), формирует их в продуктивную форму поведения;

– реализовывает самоутверждающие способы поведения: умеет сказать «нет»; умеет выражать желания и требования, чувства;

– налаживает контакты, ведет и заканчивает разговор;

– адекватно воспринимает похвалу, адекватно оценивает себя в общении с другими людьми;

– разрешает проблемные ситуации, осуществляет компромисс, предчувствует и устраняет конфликт [7, с. 33].

Проблема неуверенного поведения начинается с детства. В качестве основной причины возникновения социальной неуверенности у детей старшего дошкольного возраста выделяют низкий уровень их эмоционально волевой сферы. К причинам также относят недостатки воспитания и неблагополучную семейную обстановку. Кроме этого, оказывает влияние на неуверенность детей и экономическое неблагополучие семьи, а также негативное отношение педагогов к ребенку. Социально неуверенным детям трудно приспособиться в группе детского сада. Как правило, они имеют проблемы и в школьном коллективе, у них не складываются отношения с одноклассниками. Позднее проблема будет сопровождать их и во взрослой жизни. Если ребенок неуспешен в общении, в решении каких-либо конфликтов или трудных ситуаций, нельзя говорить о благополучии в здоровье такого ребенка и в психологическом, и в физическом смысле. Неуверенные в себе люди испытывают тревогу практически во всех ситуациях общения, которых они оказываются. Повинуясь осознанному или неосознанному страху, они скрывают свои истинные эмоции и вводят этим в заблуждение себя и окружающих их людей.

Можно выделить следующие педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.

Первое условие – включение детей старшего дошкольного возраста в общение со взрослыми и сверстниками, что является мощным средством формирования  уверенности  в себе. Взаимодействие ребенка с окружающим миром осуществляется как активная форма выражения отношения субъекта к субъекту. Личность развивается лишь тогда, когда проявляет физическую, эмоциональную, умственную активность. В результате проявления этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в среде, окружающей ребенка.

В процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним, основываясь на полученных переживаниях, которые могут быть приятными и неприятными для него. Позитивное или негативное отношение определяет характер активности. Негативное отношение, возникшее на основе отрицательных эмоций (страха, сомнения), ведет к возникновению «защитных» стереотипов поведения. Позитивное отношение, возникшее на основе положительных эмоций (радости, удовольствия) придает ребенку силы для реализации желаний, раскрытия личностного потенциала, достижения результатов. Для повышения эффективности взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми необходимо способствовать укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми. Также необходимо помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения и развить в процессе общения их социальные способности.

Общение старшего дошкольника со сверстниками имеет огромное значение для его психического и личностного развития. Оно существенно отличается от общения с взрослыми и дает ребенку уникальный, своеобразный и невосполнимый опыт для его развития. В сверстниках ребенок видит отражении себя, находит  понимание своего состояния. Чувство общности с другими детьми дает ему большие силы для развития и самоутверждения. Если старший дошкольник находится в группе сверстников, где царит атмосфера доброжелательности, уважения, он получает важный для своего развития опыт познания себя. Дефицит социальных навыков, привитые ребенку неэффективные способы поведения поддерживают социальную неуверенность, возникают социальные страхи, негативные эмоции, такие как тревожность, чувство вины, гнев. Это постепенно становится для ребенка установкой, встраиваясь в структуру личности. В старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется устойчивое представление о самом себе, социальная неуверенность может стать личностным качеством.

Опыт общения и взаимоотношений с родителями, близкими взрослыми, приобретенный в семье, определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни. Взрослому необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей и специально обучать наиболее оптимальным способам их взаимодействия.

Второе условие – участие детей в подготовке и проведении групповых мероприятий, что является прекрасной возможностью почувствовать себя значимыми. Посильное участие в творческих работах: исполнение ролей, чтение стихов, участие в играх и конкурсах помогает расширить представления неуверенных детей о своих возможностях. Участие в совместных мероприятиях дает возможность социально неуверенным детям показать свои умения, возможность  включиться в общее эмоциональное действие. Сочетания различных игр, заданий, сюжетов позволяют неуверенному ребенку выполнять посильные для него действия в несложных танцах, исполнять песни вместе с другими детьми, читать стихи. Сначала ребенок учится действовать вместе с детьми в небольшой группе. Это помогает ему в снятии напряжения и проявлении его активности. Постепенно ребенка подводят к выполнению индивидуальных заданий и номеров. Для освоения социально неуверенным ребенком опыта взаимодействия в жизненных ситуациях помогают участия его в инсценировках. Общаясь от лица героя, социально неуверенный ребенок может осваивать различные способы и формы поведения. Такому ребенку, в зависимости от его опыта общения с людьми, необходимо давать те роли, которые вызовут у него позитивные эмоциональные переживания и, неизменно, приведут к ситуации успеха. Постепенное усложнение ролей, увеличение объема текста, эмоциональная насыщенность выполняемой роли помогут расширить поведенческий репертуар неуверенного ребенка.

Третье условие формирования уверенности дошкольника – индивидуальные поручения, обсуждение успеха в каком-то деле, полученного ребенком. Полезно вместе с неуверенным в себе ребенком найти различные способы поведения в конкретных ситуациях общения с взрослыми или сверстниками. Индивидуальная форма работы позволит неуверенному ребенку получить необходимую эмоциональную поддержку взрослого, его внимание, одобрение, принятие. А также даст возможность закрепить недостаточно освоенные знания и умения. Оказывают влияние на формирование уверенности у старших дошкольников небольшие беседы, которые проводятся в конце дня. Их цель помочь закрепить позитивные переживания детей, полученные ими в течение дня, развить способность к оцениванию собственной деятельности. Индивидуальные беседы  предполагают смысловую и эмоциональную оценку произошедших событий с ребенком в течение дня. Дети могут делиться своими достижениями, успехами, подводить итог своей деятельности. Закрепление ситуаций успеха среди сверстников  очень значимо для  развития  у  старших   дошкольников социальной уверенности.

Четвертое условие – закрепление положительных переживаний различных ситуаций совместной деятельности и взаимоотношений в группе. В дошкольном учреждении на формирование социальной уверенности большое влияние может оказать использование такой формы работы, как утреннее приветствие и вечернее прощание. Приветствие детей в начале дня выполняет функцию установления эмоционально позитивного контакта педагога с каждым ребенком и формирует направленность ребенка на сверстника и взрослого. Прощание в конце дня с каждым ребенком позволяет закрепить положительные переживания различных ситуаций совместной деятельности и взаимоотношений в группе. Утренняя встреча детей педагогом и прощание в конце дня должны быть эмоциональными, доброжелательными, продолжительностью не более трех минут. Они помогают создать у неуверенных в себе детей ощущение спокойствия, безопасности, поддержки. Также способствуют более открытому выражению чувств детей, групповой сплоченности. Эта форма работы также важна для осознания социально неуверенным ребенком чувства общности со сверстниками. Кроме этого, она помогает установлению детьми контактов с другими людьми, развивает наблюдательность, интерес и внимание к ним и способствует более глубокому переживанию ребенком своей значимости в группе сверстников.

Пятое условие формирования социальной уверенности у старших дошкольников заключается в необходимости их включения в различные коммуникативные игры, которые помогают им осознать свои чувства, осуществлять обмен действиями и высказываниями. Их цель заключается в том, чтобы помочь детям сбросить напряжение, получить заряд бодрости, поддержать атмосферу доброжелательности и доверия. Данная форма работы способствует развитию у старших дошкольников чувства своей значимости и способствует формированию социальной уверенности. Если старший дошкольник легко выбирает для игры, какого-либо занятия партнеров из ровесников, то о нем можно сказать, что он достаточно успешен в общении и у него благополучные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенок долго обдумывает свой выбор, берет с собой в партнеры одного сверстника из группы, то это может говорить об относительном неблагополучии его взаимоотношений с детьми, о каких-то трудностях, возникающих у него при общении. Неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь  из детей взять с собой в игру, предпочитает одиночество. Для установления контактов старший дошкольник должен уметь договариваться, обращаться с просьбой, излагать своё мнение, слушать человека, вступающего в контакт. Также он должен обладать способностью воспринимать другого человека, чувствовать его, понимать его и сопереживать ему, проявлять к нему интерес.

Таким образом, одна из важнейших задач педагогов и психологов заключается в формировании у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему их миру. Формирование социальной уверенности у старших дошкольников в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми заключается в необходимости создавать такие условия, которые бы способствовали укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях. Родителям и педагогам, необходимо воспитывать в ребенке чувство уверенности в себе, в своей способности преодолевать любые препятствия, добиваться результата и успеха. Это способствует поддержанию психологического здоровья и становлению социально активной личности, которая будет успешно адаптироваться и функционировать в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира.