На современном этапе развития образования перед дошкольной образовательной организацией стоит множество задач по реализации на высоком уровне широкого спектра образовательных услуг. Государство, посредством федерального государственного образовательного стандарта регламентирует данную деятельность, формулируя основополагающие цели, принципы, задачи и целевые ориентиры. Основные требования к содержанию образовательной программы дошкольного образования указывают на необходимость обеспечения полноценного развития личности, а так же на необходимость охвата такой образовательной области как социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие дошкольников направленно на: усвоение системы ценностей и норм, принятых в обществе; развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения к окружающим людям [1]. Данные требования обуславливают необходимость формирования социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, которая рассматривается как ресурс для успешной социализации и является важнейшей частью подготовки к школьному обучению, от чего зависит успешность в общении и личностное развитие (социальная готовность).
Содержание ключевых компетентностей, соответствующих целевым ориентирам ФГОС ДО включает в себя социально-коммуникативную компетентность, как необходимую составляющую каждого этапа развития личности [2]. Сущность социально-коммуникативной компетентности наиболее полно раскрывается через рассмотрение содержания понятий: «социальная компетентность» и «коммуникативная компетентность».
Анализ определений различных отечественных и зарубежных авторов позволяет выделить следующие структурные элементы понятия «социальная компетентность»: способность решения различных проблем, возникающих в процессе взаимодействия с социумом; особые качества личности, позволяющие эффективно взаимодействовать со средой, вести диалог и выстраивать взаимодействие с окружающими; умение организовывать свою деятельность с опорой на нормы и правила, принятые в обществе, принимать в соответствии с ними ответственные решения, предвидя их последствия. Таким образом, социальная компетентность – это способность к эффективному решению различных задач и проблем, возникающих при взаимодействии с социальным окружением, посредством использования различных ресурсов, знаний, умений, жизненного опыта и с учётом существующих в обществе норм и правил.
Понятие «коммуникативная компетентность» включает в себя следующие элементы: умение эффективно решать различные задачи взаимодействия и общения, при достижении взаимопонимания с окружающими; характеристика личности, совокупность качеств, знаний умений и опыта; ресурс для решения различных задач, возникающих в процессе общения; ориентированность личности, совокупность качеств и умений личности, позволяющих ей устанавливать контакты и успешно взаимодействовать с окружающими. Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать взаимодействие и поддерживать необходимые контакты с окружающими людьми, посредством использования различных ресурсов, знаний, умений, опыта, позволяющая решать различные задачи в процессе общения.
Анализ и выделение основных структурных элементов понятий «социальная компетентность» и «коммуникативная компетентность» позволяет сформулировать определение понятия «социально-коммуникативная компетентность». Мы рассматриваем социально-коммуникативную компетентность как совокупность характеристик личности и умений, позволяющих гармонично взаимодействовать с окружающими людьми, посредством установления контактов и организации коммуникации, обуславливающих готовность человека получать необходимую информацию в процессе общения, представлять свою точку зрения, уважительно относясь к ценностям и интересам окружающих, продуктивно взаимодействовать с социумом при решении различных задач. Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём; умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать своё мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях [3].
Структуру социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников можно рассмотреть наиболее полно при выделении нескольких компонентов, включающих в себя совокупность умений, определяющих степень сформированности данного вида компетентности.
1. Интеллектуально-социальный компонент. Показателем данного компонента служит познание элементов поведения, как способность предвидеть его последствия в каких-либо ситуациях, понимать последовательность развития событий, определять значения поступков людей в различных ситуациях. Интеллектуалшьно-социалный компонент включает в себя: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
2. Мотивационно-эмоциональный компонент содержит сведения о степени включённости дошкольника в взаимодействие со сверстниками, в том числе и игровое, а так же социально-эмоциональной области общения детей. Включает в себя: умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
3. Деятельностно-практический компонент определяется через умение сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками в ходе игровой деятельности. Включает в себя: умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать своё мнение.
Старший дошкольный возраст – важная ступень на пути к формированию социально-коммуникативной компетентности, так как дошкольное детство является начальным этапом становления личности её развития. Важность данного периода обуславливается ускоренным развитием психических процессов и свойств личности. В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения высшей нервной деятельности, организм ребёнка переходит на более высокую ступень развития, формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения. Главным новообразованием является новая внутренняя позиция, осознание своего места в системе общественных отношений выходит на новый уровень. Одной из важнейших особенностей является осознание ребёнком своего «Я», включающее не только формирование представления о себе, своих качествах и возможностях – образа реального «Я», но и представление о том каким он должен быть и каким его хотят видеть окружающие – образа потенциального «Я». В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, какое положение он занимает в обществе, свои желания и реальные возможности, у ребёнка активно формируется потребность в уважении и признании со стороны взрослого. Старшие дошкольники способны самостоятельно, без помощи взрослых разрешать разногласия, возникшие в игре, аргументировать свою точку зрения и соотносить её с точкой зрения сверстников. Развивается внутренний план действий – способность оперировать в уме различными представлениями, что является благоприятным условиям для развития рефлексии – способности осознавать свои цели, способы их достижения, полученные результаты, чувства и переживания. Данный возрастной период наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Закладывается будущий моральный облик человека. Старшие дошкольники успешно овладевают навыками соблюдения норм при отсутствии принуждения и внешнего контроля со стороны взрослых, даже если данные нормы противоречат собственным желаниям и интересам ребёнка. Активно складываются механизмы внутренней регуляции поведения, позволяющие делать правильный выбор, не противоречащий нормам морали. К пяти годам дети чётко разделяют что хорошо, а что плохо, могут оценивать свои поступки и поступки окружающих, выражая при этом своё отношение к данным поступкам с точки зрения их соответствия требованиям и нормам морали. Формируется отрицательное отношение к фактам нарушения норм и одобрение к соблюдению норм. У ребёнка формируется отношение к поступкам окружающих людей, к своим собственным поступкам, литературным героям. Это отношение может быть чётко выраженным и осознанным, эмоционально окрашенным, положительным или отрицательным. По отношению к сверстникам у дошкольника формируется установка на сотрудничество, дети овладевают навыками совместной деятельности и понимают её преимущества. Изменяется отношение к взрослому, как к авторитетному советчику. Учёт данных возрастных особенностей оказывает влияние на успешность формирования социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
Одним из основных факторов формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников является социально-педагогическая среда дошкольного образовательного учреждения, являющаяся условием реализации потребностей ребенка, гармонизирующей его как личность. Т. Н. Гущина выделяет ключевые функции среды:
– развития: реализация потенциала каждого субъекта среды и учреждения в целом, содействие личностному развитию, помощь обучающемуся быть субъектом своего развития;
– выбора ценностей: среда предоставляет личности возможность выбора ценностей, содействуя выработке общего ценностно-смыслового контекста восприятия действительности;
– регуляции: возможность регулировать деятельность субъектов на основе выработанных норм и правил организации жизнедеятельности;
– безопасности: среда создаёт благоприятные условия для существования ребёнка в образовательном пространстве, является механизмом защиты субъектов от деструктивных тенденций;
– фасилитирующего взаимодействия – ведёт к согласованию интересов и ценностей субъектов, облегчает процесс взаимодействия между ними внутри учреждения и вне его [4].
Социально-педагогическая среда образовательного учреждения включает в себя:
1. Материально-техническое оснащение (предметное содержание) – организация пространства, способствующая социально-коммуникативному развитию старших дошкольников; организация временного режима; технические средства развития детей; дидактические материалы. Содержание среды должно соответствовать интересам детей, направлено на обеспечения «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей.
2. Специально организованные социально-педагогические условия – разработка педагогами различных средств и методов, позволяющих дошкольнику оказаться в условиях, предполагающих активное взаимодействие с сверстниками и взрослыми, усвоение моральных норм, становление личности ребёнка, через его личностное восприятие.
3. Межличностные отношения, как источник развития – развитию межличностных отношений способствует благоприятная обстановка, созданная в образовательном учреждении, которая позволит ребёнку с удовольствием общаться, обучаться и развиваться. Активному взаимодействию детей способствует совместное участие дошкольников в разнообразных видах деятельности, организованных с учётом их интересов (кружки), участие в конкурсах, концертах. Развитие талантов воспитанников формирует у них активную жизненную позицию и уверенность в себе, что необходимо для социального развития ребёнка [5].
Организация социально-педагогической среды дошкольного образовательного учреждения, с учётом ФГОС ДО, должна быть построена на основе создания условий наиболее эффективного развития личности каждого ребёнка [6]. Необходимо обогащение среды элементами, которые интересны ребёнку, побуждающими его к активным действиям. Педагоги, активно используя возможности социально-педагогической среды, могут способствовать формированию социальных и нравственных норм (уважительное отношение к окружающим, поведение в группе, отношения со сверстниками и взрослыми). В процессе освоения социального пространства формируется личность ребёнка, закладывается отношение к жизни и обществу. Каждый из компонентов среды дошкольной образовательной организации, оказывает особое влияние на формирование социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
Таким образом, учёт особенностей формирования социально-коммуникативной компетентности и объединение её компонентов (социально-интеллектуального, деятельностно-практического, мотивационно-эмоционального) с компонентами социально-педагогической среды дошкольной образовательной организации позволят обеспечить их успешное взаимодействие и взаимовлияние. Создание условий для формирования социально-коммуникативной компетентности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, позволяют не только эффективно устанавливать и поддерживать контакты с окружающими, но и найти своё место и реализоваться, в обществе, что является наиболее актуальным для успешного развития личности.