Полный текст статьи
Печать

Современный этап развития общества характеризуется глубокими социально- экономическими изменениями. В условиях, когда от человека требуются не только знания и умения, но и развитые личностные свойства, позволяющие ему активно включаться в творческую преобразующую деятельность, перед образованием встают новые задачи. Школа сегодня, прежде всего, ориентирована на создание оптимальных условий для развитая личности каждого ученика. Универсальным механизмом развития личности учеными рассматривается творческая активность, которая является «концентрированным выражением личностного потенциала, интегральным показателем развития личности в целом, позволяет человеку легко ориентироваться в изменяющихся условиях, применять знания, умения в нестандартных ситуациях» [1].

Однако в настоящее время определилось противоречие между объективной необходимостью развития творческой активности каждого подростка и недостаточной разработанностью педагогических условий такого развития. Федеральный  Закон «Об образовании в Российской Федерации, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года  и федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают в требованиях приобщение обучающихся к творческой деятельности и развитие у обучающихся творческой активности. Но в  образовательных организациях эти требования, к сожалению, не соблюдаются в должной степени.

Большими возможностями в развитии творческой активности подростков обладает внеклассная работа, однако ее формы зачастую являются устаревшими, не учитывающими в полной мере возрастные особенности, а также возможности и потребности подростков.

Объектом исследования является процесс развития творческой активности подростков.

Предмет исследования – внеклассная работа, обеспечивающая развитие творческой активности подростков. 

Цель: выявить возможности внеклассной работы для развития творческой активности подростков.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность и особенности развития творческой активности у подростков.

2. Определить возможности внеклассной работы в развитии творческой активности подростков

3. Осуществить анализ опыта развития творческой активности подростков во внеклассной работе (на примере организации и проведения Турнира юных биологов).

4. Разработать рекомендации для педагогов по развитию творческой активности подростков во внеклассной работе (на примере организации и проведения Турнира юных биологов).

База эмпирического исследования: КОГАОУ ДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников" (ЦДООШ); Общество с ограниченной ответственностью "Биотурнир".

В исследовании установлено, что творческая активность личности проявляется в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Она рассматривается как интегральное свойство личности, ее способность инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, переносить знания, навыки и умения в новую ситуацию. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, в том числе, в познавательной. В структуру творческой активности  входят мотивационный; организационно-деятельностный; рефлексивный компоненты, а показателями сформированности являются направленность на творчество, чувство новизны и критичность.

Творческая  активность старших подростков является устойчивым интегральным свойством личности, выражающимся в отношении к творческой деятельности и степени включенности в нее, связанное со всеми сторонами формирующейся личности подростка (творческими способностями, творческими потребностями, творческими интересами, эмоциональным отношением к творчеству, волевыми проявлениями в творчестве.

Существенную роль развитии творческой активности подростков может сыграть внеклассная работа, особенно новые ее формы инновационные ее формы, в том числе биологический бой и турнир юных биологов, так как она открывает широкий простор для самостоятельности, творчества и инициативы учеников, обеспечивая развитие мотивационного, операционно-деятельностного и рефлексивного компонента творческой активности подростков с учетом их возрастных особенностей. 

Биологический турнир представляет из себя научное состязание, включающее одновременно элементы защиты диссертации, выступления на конференции и изобретательской деятельности. Турнир, как и биологический бой, - принципиально новая форма организации внеклассной работы. Он отличается довольно строгими требованиями к подбору задач, ходу боев, работе жюри и вспомогательных комиссий, причем с течением времени эти требования меняются, учитывается ситуация, а также мнения участников, руководителей, членов жюри [2, 3, 5].

Каждый биологический турнир начинается с обнародования списка задач, ежегодно составляемого оргкомитетом турнира, членами жюри и экспертами-консультантами. Задачи может предложить любой человек, пользуясь электронной формой на сайте Методической комиссии ТЮБ. В дальнейшем на заседании Методической комиссии присланные задачи обсуждаются, и итоговый список формируется после открытого голосования. В пакет Всероссийского турнира традиционно входит 15 задач; для проведения региональных турниров наиболее сложные или объемные задачи могут быть исключены.

Все задачи ТЮБ – открытого типа, обеспечивающие включение подростков в исследовательскую деятельность. Однозначного решения они не имеют. Задача формулируется максимально кратко, и необходимые для следования той или иной модели ответа условия и допущения (так называемые «рамки доклада») участники предлагают сами. Задания рассчитаны на коллективное выполнение, при их подготовке разрешено пользоваться любыми печатными и электронными источниками и консультироваться со специалистами [4]. Выделяют четыре основных требования к задачам:

- неоднозначность решения (множество вариантов построения модели ответа; правильного ответа на вопрос может не существовать вовсе);

- широта проблемы (задача касается многих вопросов из разных областей биологии, химии, физики, математики, медицины и т.д.), что обеспечивает интересную полемику;

- научность (подразумевается выход за рамки школьной программы, поощряется использование учебной литературы для вузов и источников, непосредственно работающих с научной информацией);

- «играбельность» - на основе предложенных в задаче условий необходимо выстроить максимально зрелищное обсуждение.

Вариативность ролевых позиций также создает условия для развития творческой активности подростков. Команда, собирающаяся участвовать в турнире, формируется из 3-5 учащихся. Им дается 6 месяцев на подготовку задач, причем распределение их внутри команды никак не регламентируется и остается на усмотрение участников.

Любой турнир состоит из нескольких туров отборочных боев, по итогам которых проводится финальный бой. Состав участников боя формируется на основе результатов жеребьевки – мини-соревнования, проводящегося непосредственно перед началом боев. На большом экране командам демонстрируются различные задания, ответы на которые вносятся в специальный бланк и сдаются в жюри. Тематика заданий разнообразна: это анализ иллюстраций, решение ребусов, загадок, вопросы на знание биографий ученых-биологов. Традиционно одно из заданий – это поиск биологических ошибок в фрагменте общеизвестного фильма. В жеребьевке принимают участие все члены команды. По итогам жеребьевки команды распределяются по площадкам, а на заключительном этапе турнира еще и по лигам («Сеньоры» - чаще всего опытные участники, получившие высокие баллы на жеребьевке, и «Юниоры» - команды, принимающие участие впервые и не набравшие большого количества баллов). В этом случае соревнование не выходит за пределы лиги. На каждой площадке, в зависимости от общего числа команд, проходит двух-, трех- или четырехкомандный бой. В первом случае в бое два действия и две роли, которыми команды меняются после первого действия: Докладчик и Оппонент. Трехкомандный бой, который наиболее распространен, состоит из трех действий. В каждом из действий одна команда выступает в роли Докладчика, другая – в роли Оппонента и третья – в роли Рецензента. Команда получает право выбирать, в каком из трех действий ей взять ту или иную роль, по результатам конкурса капитанов. Каждый бой имеет выверенный временной регламент. Вначале команда Оппонента предлагает команде Докладчика задачу для решения. При этом следует учитывать заранее озвученные отказы, а докладчик принимает или отклоняет задачу. Это занимает 2 минуты. Затем Докладчик (может быть Содокладчик, действия которого не оцениваются) представляет заранее подготовленное решение одной из задач в виде краткого (7 минут) иллюстрированного доклада. Оппонент (может выйти вместе с оппонентом, действия которого не оцениваются) подвергает представленное решение критической оценке, ни в коем случае не предлагая своей модели решения. Оппонирование, согласно регламенту, занимает 5 минут, после чего Докладчик и Оппонент переходят к полемике. Докладчик отвечает на замечания Оппонента, и затем они вместе обсуждают спорные вопросы, не выходя за рамки доклада. На полемику отводится 3 минуты. Представитель третьей команды, выступающей в роли Рецензента, анализирует работу и Докладчика, и Оппонента, что занимает 3 минуты, затем все три участника переходят к общей полемике (5 минут). На подготовку как Оппонента, так и Рецензента внутри команды отведено 2 минуты, также по 2 минуты занимают уточняющие вопросы к Докладчику перед выступлением Оппонента и к ним обоим при выступлении Рецензента. Важно отметить, что уточняющий вопрос задается в случае, если соответствующая команда что-то не расслышала, не увидела или просит повторить. Остальные вопросы должны быть отложены до полемики.

В случае четырехкомандного боя в каждом из действий одна из команд выступает в роли Наблюдателя, имеющего право голоса лишь при выступлении членов команд по итогам действия, что занимает по 1 минуте на команду.

После окончания общей полемики каждому из участников боя предоставляется заключительное слово (30 секунд). За это время участник дает краткую характеристику боя, работы Докладчика, Оппонента и Рецензента и делает вывод о том, состоялась ли полемика.

Важнейшим этапом боя являются вопросы жюри к участникам. Они могут быть как уточняющими, так и требующими обсуждения. На вопросы жюри выделяется 5 минут, но часто этот этап затягивается. После общения с жюри участникам выставляются оценки, и желающие члены жюри могут прокомментировать их в своем заключительном слове, занимающем до 3 минут. Счетная комиссия переводит оценки за каждое действие в баллы (см. Приложение), подсчитывает их сумму и обнародует результат действия.

В следующем действии команды меняются ролями в соответствии с таблицей, и все повторяется. Каждый участник команды за один бой может выступить не более 2 раз. После двух, трех или четырех действий (в зависимости от количества команд) счетная комиссия суммирует баллы за каждое действие, распределяя команды по местам. Каждый из членов жюри оценивает выступление каждого из участников боя с помощью шкалы оценок от «3-» до «5+». Докладчику выставляется три независимых оценки: «Полнота, научность и оригинальность доклада», «Умение докладывать» и «Участие в полемике». Оппонент получает две оценки – «Умение анализировать» и «Участие в полемике», Рецензент – одну общую оценку. Все оценки заносятся в протокол, индивидуальный для каждого члена жюри, затем озвучиваются.

Финальный бой по своей организации во многом отличается от отборочных. До финального боя допускаются 2, 3 или четыре команды, имеющие максимальное число баллов по итогам четвертьфинальных и полуфинальных боев. Пакет задач (обычно их пять) для финального боя публикуется утром в день его проведения. Команды-финалисты получают пакет и расходятся по отдельным закрытым комнатам, оснащенным компьютерами с выходом в Интернет, всей необходимой техникой и снабженным большим количеством профильной литературы. В течение 5-6 часов (до обеда) в эти комнаты никто не может заходить; команды не могут ни с кем консультироваться и обсуждают решения только между собой. Решения задач должны быть представлены в том же виде, что и для отборочных боев, то есть, в виде иллюстрированного доклада. За финальным боем следует торжественное награждение команд – победителей и призеров турнира, а также победителей и призеров в индивидуальном зачете, Лучшего Докладчика, Лучшего Оппонента, Лучшего Рецензента.

Развитию мотивационной составляющей творческой активности подростков способствует актуализация в ходе подготовки и проведения турнира  готовности к самостоятельной преобразующей познавательной деятельности. Наличие примера, положительной оценки своих действий, «психологическое заражение», получение удовлетворения от успеха, новизна и оригинальность усваиваемых знаний и способов действий и др. выступают внутренней основой мотивации к творческой деятельности.

Развитию организационно-деятельностной составляющей творческой активности подростков в ходе подготовки и проведения турнира способствует активное включение в творческую деятельность с учетом  их индивидуальных и личностных особенностей. Необходимость вырабатывать новую стратегию, находить оптимальный путь достижения цели,  обнаруживать нечто новое позволяет сформировать умения и навыки, требуемые для осуществления творческой деятельности, развить у подростков творческие способности.

Развитию рефлексивного компонента творческой активности способствует необходимость занимать в биологических боях вариативные ролевые  позиции, критически оценивать ход и результаты своей творческой деятельности, определять ее преимущества и недостатки, видеть перспективы осуществления деятельности членов собственной команды и команд-соперников.

Таким образом, опыт организации и проведения Турнира юных биологов (ТЮБ) как инновационной формы внеклассной работы показал, что на каждом его этапе содержатся и реализуются существенные возможности для развития всех составляющих творческой активности подростков: мотивационной, связанной с формированием направленности на творчество, операционно-деятельностностной, обеспечивающей развитие чувства новизны, и рефлексивной, ориентированной на формирование критичности.