В современном мире снижение интереса к чтению у детей является важной проблемой. Вследствие явления всеобщей компьютеризации, обилия гаджетов, отсутствия примера читающих родителей дети перестали читать. В результате младший школьник затрудняется грамотно формулировать свою точку зрения и доказывать её, не умеет анализировать прочитанное и понимать его смысл. Это создает большие затруднения в учебной деятельности.
Важная задача учителя – привить ученикам интерес к чтению книг, поэтому разработка специальных приёмов, оказывающих благотворное влияние на развитие читательского интереса, актуальна. Кроме того, интерес к чтению относится к личностным результатам освоения программы начального общего образования в соответствие с ФГОС НОО.
Проблему отсутствия читательского интереса у современных школьников подробно описала А. Г. Гройсман в статье «О проблемах детского чтения». Она считает, что «налицо кризис чтения», следовательно, развитие у детей интереса к чтению должно быть задачей как родителей, так и учителей, а также – библиотекарей.
А. Г. Гройсман отмечает, что восприятие современного компьютерного поколения становится более поверхностным, маленький читатель нуждается в красочных интересных иллюстрациях, без которых, как утверждают психологи, чтение не представляет для него никакого интереса, а напротив, становится даже скучным. Немаловажным является влияние примера читающих родителей на ребенка. Как правило, у таких родителей нет проблем с отсутствием у их ребенка желания читать [1]. Мы согласны с мнением ученых и практиков о необходимости совместной работы родителей, учителей и библиотекарей по формированию читательского интереса у детей и считаем, что это сможет исправить ситуацию в современных условиях.
В книге «Нерадивый читатель: как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению» В. Уильямс даёт множество полезных советов, в первую очередь, для родителей, о том, как воспитать в ребенке любовь к чтению. Например, совместное чтение вслух формирует у ребенка положительное отношение к книге, ведение читательского дневника поможет ребенку систематизировать процесс чтения и грамотно формулировать отзывы на произведения, активное обсуждение прочитанного развивает у ребенка способность адекватно и грамотно отстаивать своё мнение. Большинство советов универсальны, и ими могут воспользоваться учителя начальных классов на уроках литературного чтения [2].
В рамках нашего исследования был оценен реальный уровень сформированности развития интереса к чтению современных второклассников на уроках литературного чтения. В эксперименте принимало участие 26 учеников второго класса общеобразовательной школы №62 г. Кирова. Был проведен опрос по разработанной нами методике «Уровень сформированности интереса к чтению» и анализ результатов деятельности обучающихся в процессе анализа их читательских дневников. Результаты опросника представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень сформированности интереса к чтению у второклассников по результатам методики
«Уровень сформированности интереса к чтению»
Уровень сформированности интереса к чтению |
Количественные показатели |
|
Количество детей |
Процент от общего количества школьников |
|
Высокий |
5 |
19,23% |
Средний |
18 |
69,23% |
Низкий |
3 |
11,53% |
Как видно из таблицы 1, уровень сформированности интереса к чтению у всех детей различный. Большинство учеников в классе (18 из 26) имеют средний уровень сформированности интереса к чтению; высокий уровень интереса к чтению имеют пятеро второклассников из 26; трое учеников в классе имеют низкий уровень мотивации чтения.
В качестве результата деятельности обучающихся был изучен и проанализирован читательский дневник каждого ученика в классе. Согласно требованиям учителя, учащимся было рекомендовано читать по 20 страниц в неделю и систематически заполнять читательский дневник, создавая иллюстрацию к каждому прочитанному произведению и небольшое описание его. Выполнение учащимся всех требований учителя оценивалось нами высоким уровнем интереса к чтению. Выполнение данных требований больше, чем на половину, оценивалось нами как средний уровень мотивации чтения. Систематическое невыполнение учащимся требований педагога оценивалось нами как низкий уровень интереса к чтению. Результаты анализа читательских дневников представлены в таблице 2.
Из таблицы мы видим, что большинство учеников во втором классе (17 из 26) имеют средний уровень сформированности интереса к чтению; высокий уровень имеют 8 учеников из 26; низкий уровень только у одного ученика.
Изучая читательские дневники учащихся, мы выявили наиболее популярные у второклассников литературные произведения. К ним относятся: сказки А. С. Пушкина, Ш. Перро, П. П. Ершова, С. Т. Аксакова, Дж. Родари, П. П. Бажова, Р. Киплинга, книги Н. Носова («Фантазеры»), «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Вредные советы» Г. Остера и книги Э. Успенского («Дядя Федор, пес и кот»). Из произведений зарубежной литературы второклассники читают А. Линдгрен («Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок»), Дж. К. Роулинг («Гарри Поттер») и Ж. Верна («Таинственный остров»).
Таблица 2
Уровень сформированности интереса к чтению у второклассников в соответствие с анализом читательских дневников учащихся
Уровень сформированности интереса к чтению |
Количественные показатели |
|
Количество детей |
Процентное соотношение |
|
Высокий уровень |
8 |
30,76% |
Средний уровень |
17 |
65,38% |
Низкий уровень |
1 |
3,84% |
По итогам опросника и анализа результатов деятельности учащихся можно сделать общий вывод, что большинство второклассников имеют средний уровень сформированности интереса к чтению, что говорит о правильном воспитании родителей и об эффективной деятельности педагога. Высокий уровень интереса к чтению выявлен у одной четвертой учащихся, что является хорошим результатом на настоящее время. У данных учеников, помимо интереса к чтению, высоко развит познавательный интерес, а потому процесс чтения неразрывен с процессом их саморазвития. Самая малая группа второклассников имеет низкий уровень интереса к чтению, который соотносится с их успеваемостью.
Исходя из выше сказанного, отметим, что развитие читательского интереса у ребенка – это общая задача как родителей, так и учителей. К сожалению, у большинства современных родителей нет времени на совместное чтение, на систематический процесс воспитания у ребенка потребности к чтению. Именно поэтому роль учителя в формировании у учащихся мотивации чтения крайне велика. Следовательно, педагогу необходимо владеть специальными приёмами развития у школьников интереса к чтению.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и по результатам эксперимента мы предлагаем ряд приёмов повышения уровня развития интереса к чтению на уроках литературного чтения во втором классе.
1. «Активное слушание».
Цель данного приёма: научиться выделять главную мысль и опорные слова текста, составлять рассказ по опорным словам и грамотно пересказывать текст.
Учитель выразительно читает текст, дети слушают и на ходу выписывают опорные слова. Затем с помощью опорных слов они составляют пересказ текста и рассказывают его учителю. Приём «Активное слушание» можно применить при изучении небольших произведений, например, киргизской сказки «Мудрая девушка», русской сатирической сказки «Три калача и одна баранка» и др.
2. «Хорошо – плохо».
Цель данного приёма: анализировать личности героев произведений и их поступки, отличать добрых персонажей сказки от злых персонажей, а также хорошие поступки от плохих и аргументировать свою точку зрения.
Составляется таблица из двух столбцов с названиями «Хорошо» и «Плохо». Герои произведения в соответствие с их характером и действиями, а также поступки распределяются в соответствующие столбцы. Ученик высказывает свою точку зрения о том, какого персонажа можно отнести к доброму, а какого к злому и почему, используя в качестве доказательства текст. Этот приём более чем уместен во время изучения сказок, например, сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», отрывков из произведений А. Толстого «Приключения Буратино» и Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).
3. «Угадай, кто я?».
Цель приёма: актуализировать свои знания об изученных произведениях, научиться формулировать и задавать вопросы, знать общую характеристику героев произведений.
Среди учеников выбирается ведущий (им может быть вначале применения приема учитель) и загадывает в уме героя из изученного литературного произведения. Задача учеников – задавать ведущему такие вопросы, которые предусматривают только ответы «да» или «нет». Необходимо догадаться, кого загадал ведущий. Этот приём полезно использовать после изучения целого раздела, так как он актуализирует знания второклассника и тренирует его память.
4. «Создай паспорт».
Цель приёма: уметь анализировать личность героя, его характер и поступки, давать характеристику герою произведения.
Детям необходимо в свободной форме охарактеризовать героя, отразив его внешность, качества характера и поступки. Затем каждый ученик представляет «паспорт» героя перед классом.
Приём «Создай паспорт» полезно использовать во время изучения большинства литературных произведений в курсе литературного чтения во втором классе, например, сказок П. Ершова «Конёк-горбунок», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит», А. Милна «Винни-Пух», А. Толстого «Приключения Буратино»,Дж. Родари «Приключения Чиполлино» и др.
5. «Кадр за кадром».
Цель приема: научиться делить текст на смысловые блоки, делать раскадровку произведения, составлять рассказ, опираясь на иллюстрации, развить творческие способности.
Учащиеся изучают произведение, делят его на смысловые блоки и иллюстрируют каждый смысловой блок. Затем, опираясь на иллюстрации, они воспроизводят сюжет произведения. После урока можно организовать выставку из рисунков, повесив их на специальный стенд. Деление произведения на смысловые блоки можно проводить на уроке, а иллюстрирование и пересказ задать в качестве домашнего задания.
Приём «Кадр за кадром» уместен при изучении различных сказок, как народных, так и авторских.
6. «Инсерт».
Цель приема: формирование адекватной самооценки ученика, актуализация знаний, осознание степени усвоенности материала и необходимости его дальнейшего изучения.
Дается небольшая таблица, разделенная на 4 столбца. Названия столбцов: «Уже знал», «Новое», «Думал иначе», «Не понял/ Есть вопросы». В конце урока после изученного материала ученик сам оценивает свои знания и заполняет таблицу. В первом столбце он пишет факты, которые были ему известны до урока; во втором столбце – информацию, которая оказалась новой для него; в третьем столбце – какие факты из нового материала предстали перед ним в новом, неожиданном, свете; в четвертый столбце – информацию, которая была им не понята, которую необходимо уточнить, а также возникшие у него вопросы по данной теме. Учитель может в конце урока провести опрос по данной таблице и выяснить степень усвоенности детьми материала и отметить для себя, какие моменты нужно будет снова проговорить. Этот приём используется на этапе рефлексии урока. Если применять его регулярно в конце каждого урока, то можно приучить второклассника к самоанализу и осознанию процесса обучения.
Таким образом, развитие у учащихся читательского интереса и любви к книге является важнейшей задачей начального образования. Это способствует личностному развитию и саморазвитию младшего школьника, формированию у него потребности в чтении, развитию универсальных учебных действий, а также осознанию учащимся учебного процесса и улучшению его эффективности. Владение приёмами формирования интереса к чтению – ценная компетенция настоящего учителя, необходимая для качественного образования современных детей.